Искусство не товар - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Искусство не товар

Искусство не товар

Хорватская художница, скульптор, мастер по гобелену Ясенка Тучан-Вайан с успехом представила в Астане персональную выставку. С корреспондентом “Каравана” она поделилась своим взглядом на современное искусство.

  • 30 Апреля 2010
  • 1380
Фото - Caravan.kz

С великим расплачивались тарелкой супа

– Ясенка, насколько мне известно, хоть вы родом из Хорватии, тем не менее уже много лет живете в Париже.

– Живу и работаю! Сначала я прошла там четырехлетние курсы в Сорбонне, после чего осталась во французской столице. Несмотря на то что Париж – огромнейший современный город, во многих его местах царит дух старой Европы. К тому же Париж – это Мекка художников. Там их очень много, и у всех какая-то невероятная жажда общения, творческого и духовного обмена. Бывало, стою посреди улицы, пишу этюд. Подходят художники из Италии, Испании, России. Каждый из них пожелал познакомиться со мной, взглянуть на мою картину, увидеть, как я работаю, затем они показывали мне что-нибудь свое, чтобы узнать профессиональное мнение.

В последние годы я много путешествую, принимаю участие во многих выставках, которые проходят в разных странах мира. Кстати, я до сих пор остаюсь штатным художником театра “Арлекин” города Льежа в Бельгии, создаю театральные костюмы и декорации к спектаклям. При этом очень часто бываю в Загребе. Там я планирую создать собственную художественную школу и назвать ее в честь Иосипа Диминика, своего первого учителя и прекрасного хорватского художника.

– Глядя на вашу выставку, стоит отметить, что доминирующую часть в ней составляют гобелены. Расскажите, в чем особенность этого искусства?

– Многие думают, что гобелен – это просто вышивка, которая не требует особых художественных познаний. Это не совсем верно. Гобелены хоть и имеют простую технику плетения, но требуют от мастера много терпения, опытности и прежде всего художественных познаний. Хорошим ткачом гобелена может быть только образованный артист, в своем роде живописец, отличающийся только тем, что его выразительные средства не полотна, палитра с красками и кисти, а нитяная основа.

– Большинство ваших проектов благотворительные, и все работы созданы практически за счет ваших личных средств. Что побуждает вас творить и нет ли желания остановиться?

– Надо смотреть правде в глаза. Я родилась художницей, скульптором. И для того, чтобы им остаться, нужно было сделать правильные выводы. Первый из которых – искусство не товар. И если ты хочешь творить так, как ты хочешь, то не надо думать, что это будет нравиться большинству, так как большинство – это посредственность. Поэтому, когда говорят о художниках, которых кто-то покупает, и они даже знамениты, это соответствует усредненному представлению об искусстве. Отсюда и такой всплеск китча, который фактически уже стал разделом современного искусства.

Художник творит, потому что не может не творить. Вот почему я не устаю. Ведь художнику заплачено за все вперед – Бог ему дал талант. Он занимается тем, что ему нравится. И требовать каких-то особенных гонораров смешно и глупо. Только время проверяет качество работы мастера, превращая то, что он создал, в товар, и на аукционах за эти работы платят миллионы и миллионы долларов. Когда-то с великими голландцами за их произведения расплачивались тарелкой супа… И при этом искусство расцветало.

Не хватает свободы самовыражения

– Скульптура или картина может быть только произведением искусства?

– Нет. Значительно больше. Это нравственная точка отсчета. Духовная составляющая общества. Любая скульптура или картина на стене должна прежде всего пробуждать в людях человечность, романтизм и героизм. Искусство само по себе призвано формировать представления человека о духовном, божественном, вызывать в нем чувство сострадания, любви, покаяния. К примеру, когда я занимаюсь скульптурой, пишу картины, делаю гобелены, то преследую одну-единственную цель – чтобы мои работы приносили людям не только эстетическое удовольствие, но и поглощали их умы и проникали к ним в душу, хотя бы на время.

– А в чем, на ваш взгляд, заключаются проблемы современного искусства?

– Я бываю в залах современного искусства во всех странах мира. В них, как правило, немного людей. Огромные пространства отданы под работы, которые хорошо раскручены и дорого продаются. Это говорит о том, что современное искусство стало очень сильно зависеть от денег и идти на поводу у большинства. Поэтому в наше время свобода самовыражения – это великое достижение. Сейчас ее не хватает. Лишь немногие способны выбиться из стаи, а тех, кто пытается это делать, не каждый поймет и поддержит. Поэтому мир захлестнули китч, порнография и насилие.

– Есть ли у вас идеалы?

– Без Идеала нет Художника. Все, что создано рукой Творца, и есть идеал. Природа божественна. Божественны люди вокруг. Мы все живем в ауре любви. Другое дело, как мы это воспринимаем и как мы этим распоряжаемся. В любом случае мир полон бесконечной красоты и любви. Жизнь всегда справедлива, будь благодарен – это мой девиз.

Арсен НУРТАЗИН, фото автора, Астана