Сейчас ювелирный рынок заполонили штампованные и недорогие украшения со всего света. Но все же остались ценители, для которых кольцо или серьги ручной работы – желанный подарок. Для них и трудятся немногие выжившие в эпоху штамповок творцы.
Только для ценителей
Бахтияр АРТЫКБАЕВ – один из самых известных художников-ювелиров не только Астаны, но и всего Казахстана. У мастера есть собственный бутик в престижном торговом центре столицы. Но клиентов в последние годы – не то чтоб прям очереди стояли.
– Есть, конечно, постоянные покупатели, которые заказывают украшения, вместе дизайн придумываем. В основном это представители творческой интеллигенции. В магазин, бывает, придет кто-нибудь важный, не спрашивая цену, выберет сразу несколько украшений. Такие и по 1,5–2 тысячи долларов за раз оставляют и сразу уходят, – рассказывает о клиентах Бахтияр Артыкбаев.
Менее обеспеченные ценители прекрасного чаще приходят в магазин посмотреть – уж больно дорого для простого человека серебряное украшение ручной работы.
– Я стараюсь сильно высокими цены не делать. Например, у меня есть серебряные кольца по 6–10 тысяч тенге за штуку. Но тут тоже надо понять, это ручная работа. Каждое украшение я сначала придумываю, потом рисую, потом делаю. Бывает, что на одно изделие уходит неделя, – рассказывает мастер.
Бахтияр Артыкбаев работает в технике филигрань – это когда узор создается за счет переплетения десятков мелких серебряных проволок. Такие украшения даже в дореволюционном Казахстане были доступны только знати.
Это были 90-е…
– Я вообще ювелиром быть не планировал, но наступили 90-е. Успел поработать автослесарем, строителем, сварщиком. Везде были проблемы с зарплатой. Тут родственник друга предложил поработать на него – делать заготовки для ювелирных изделий из мельхиора. Через несколько месяцев я наловчился, за несколько часов мог ему заготовки на неделю вперед наделать, все остальное время просто сидел и смотрел на его работу. В один день решил попробовать что-то сделать сам. Конечно, ничего не получилось. Расстроился, но через какое-то время мне мастер дал бракованный камешек, я начал что-то крутить, паять, и вроде что-то получилось. Показал свое творение мастеру, он посмотрел, похвалил и уволил – конкурента во мне увидел, – вспоминает о том, с чего начиналась карьера, Бахтияр Артыкбаев.
Со временем начинающий и опытный мастер договорились о бартере: Бахтияр два года работает бесплатно, а мастер передает ему секреты работы.
– Это были очень выгодные условия, потому что вообще-то за такие уроки ученики платят немалые деньги. Чтобы понятно было: он мне предлагал учиться за 20 долларов в месяц, а жена моя в то время зарабатывала 10.
Сапожник без сапог, ювелир без кольца
И вот уже 25 лет Бахтияр Артыкбаев создает ювелирные украшения в казахском стиле. Чаще всего из серебра, но есть и опыт работы с золотом.
– Сейчас я уже хорошо с золотом работаю, но на это потрачено много времени, сил, денег и нервов. Вот, например, идеальный состав припоя я искал почти 10 лет: это ведь не так просто, как кажется. Надо, чтобы он не отличался по цвету от основного изделия, был той же пробы золота, но при этом в два раза более пластичный. Ни один ювелир просто так своих секретов не раскроет. И даже за деньги, скорее всего, расскажет только азы, детали каждый сам с опытом постигает, – говорит зергер.
На опыты ушли оба обручальных кольца четы Артыкбаевых.
– Я с серебром только работал, но тут постоянный клиент принес мне золото на переплавку. Взялся за это дело. А оно, оказывается, совсем по-другому себя ведет, нежели серебро. Начинаю с ним работать, а оно трескается, стружкой отходит. Пытаюсь зачистить, оно ломается. Потом друг – ювелир по золоту объяснил мне мои ошибки, вроде что-то начало получаться. Но на моих экспериментах 2 грамма золота потерялось. Вот я, чтобы восполнить недостачу, свое кольцо обручальное и расплавил. И жены кольцо через какое-то время пришлось в дело пустить. Тяжело с золотом учиться работать, – улыбается Бахтияр.
Ставка на патриотизм
По словам Бахтияра Артыкбаева, на весь Казахстан сейчас от силы десять художников-ювелиров, работающих в разных техниках. Большинство же перешло на экономичное литье.
– Я пробовал так работать, но не мое это… Выход, конечно, больше, цена доступная. Но скучно. Уж лучше я буду меньше зарабатывать, но делать то, что мне самому нравится, – признается он.
Тем более среди молодежи сейчас в моде национальный колорит. Если раньше покупатели выбирали украшение по принципу “нравится – не нравится”, то теперь все чаще вспоминают о том, что символизирует та или иная форма кольца, подвески и серег.
– У казахов же серебряные изделия всегда считались не просто украшениями, а несли магические и защитные функции. Например, кольцо формы “құс тұмсық” незамужняя девушка носила острым концом на себя, а замужняя – от себя. И это был своеобразный сигнал для парней. И каждое украшение имело тот или иной смысл, – приводит пример Артыкбаев.
Как надеется ювелир, вместе с модой на все настоящее придет в общество и понимание того, что истинное искусство не может стоить дешево.
Напоследок Бахтияр Артыкбаев рассказал о том, как сдать ювелиру надоевшее украшение на переделку и не прогореть.
– Если хотите переделать серебряное украшение, можете смело нести его мастеру – серебро не такой дорогой металл, чтобы ювелиру марать руки на его частичной краже. С золотом, конечно, немного сложнее. В идеале я бы рекомендовал проверять изделие в пробирной палате или требовать, чтобы ювелир сдал готовое изделие с пробой. Кроме того, у ювелира должна быть лицензия и, как следствие, именной знак или хотя бы печать. Их он тоже должен нанести на готовое изделие.