Ископаемая фауна Казахстана нуждается в охране - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ископаемая фауна Казахстана нуждается в охране

Ископаемая фауна Казахстана нуждается в охране

В доисторические времена Казахстан населяли удивительные животные.

  • 21 Сентября 2005
  • 6928
Фото - Caravan.kz

На взгляд современного человека существа, жившие миллионы лет назад, кажутся просто фантастическими.
Казахстанские ученые-палеонтологи из института зоологии МОН РК за многие годы открыли на территории Казахстана множество местонахождений останков древних животных.
Изучение собранного материала позволило значительно пополнить мировую копилку знаний о далеком прошлом нашей планеты. Однако, на сегодняшний день большей части захоронений грозит хищнический интерес со стороны «черных» археологов, а также некоторые природные и антропогенные факторы.
О работе и тревогах казахстанских палеонтологов рассказала заведующая лабораторией палеозоологии, доктор биологических Пируза Тлеубердина.
Древние хозяева планеты
— В Алматинский музей палеонтологии часто на экскурсии приходят школьники, — рассказывает Пируза Аблаевна, — и спрашивают, глядя на наши экспонаты, сколько это может стоить. Увы, большинство современных детей все измеряет деньгами. На самом же деле коллекция музея бесценна. Некоторые экземпляры из нашего собрания не имеют аналогов в мире.
По словам специалистов, одним из редчайших экспонатов являются позвонки морского плиозавра, резвившегося на морских просторах примерно 130-140 млн. лет назад на территории нынешнего Западного Казахстана, где близ села Щучкино и был найден весь скелет древнего монстра. Последний волею судеб покоится сейчас в ящике на дне Капшагайского водохранилища. Просто перед затоплением котлована скелет оставили в складском помещении и забыли забрать. Во времена, когда жил этот монстр, территория Казахстана практически полностью была покрыта водой и многие десятки миллионов лет над твердью, сильно отличавшейся от нынешнего ландшафта, плавали, сражались, и пожирали друг друга гигантские хищники.
Много позже, примерно 65-70 млн. лет назад, море чуть отступило, и образовавшуюся сушу заполонили всевозможные виды динозавров. Их останки были найдены в Центральном Казахстане.
Далее, в палеоцене — 65-55 млн. лет назад, море все еще заливало больше половины территории республики.
На суше (Центральный Казахстан) в условиях субтропического, теплоумеренного климата появились первые примитивные копытные, титанотерии, мелкие хищники.
В эоцене — 55-38 млн. лет назад, море снова доходит до Балхаша и плещется в пределах всего Казахского нагорья. В результате горообразовательного процесса морские воды медленно, но верно отступают и в раннем олигоцене — 38-25 млн. лет назад, частично вымирает субтропическая флора.
В этот период уже возвышаются Тянь-Шань, Алтай, Казахское нагорье, Урал. Появляются равнины с озерами, спокойными речками и болотами. Устанавливается теплоумеренный климат.
В раннем олигоцене на просторах, похожих на саванну уже бродят гигантские носороги — индрикотерии, крупные свинообразные типа энтелодона и другая индрикотериевая фауна.
Полные скелеты этих удивительных животных сейчас красуются во весь рост в экспозиции Палеонтологического музея.
К концу олигоцена Тургайский пролив отступает, и территория Казахстана приобретает практически современный облик. Устанавливается континентальный климат. Леса деградируют и уступают место степям и лесостепи. И примерно 23-22 млн. лет назад, в миоцене, на всем пространстве начинается великий озерный этап. Тогда наряду с остатками реликтовой фауны, все еще сохраняющейся в локальных экосистемах, большое распространение получают анхитерии — лошади лесного типа.
В Казахстане обнаружено около 15 местонахождений этого вида животных на территории от Приаралья, через Центральный Казахстан к северу, в Прииртышье, в Тургае и до Зайсана.
Кладбища доисторических животных
В позднем миоцене — 25-5 млн. лет назад, климат становится суше, и лесных лошадок вытесняют стада других примитивных трехпалых лошадей — гиппарионов. Их именем назвали весь комплекс животных, живших в тот период. Гиппарионовая фауна — древний прообраз африканской фауны. Самое крупное местонахождение этой фауны было обнаружено на берегу Иртыша у города Павлодара в месте под названием «Гусиный перелет».
Кости множества древних животных нашел советский академик Юрий Орлов. Раскопки в 30-х годах показали, что количество захороненного здесь костного материала огромно.
При вскрытии лишь небольшой части местонахождения были обнаружены остатки не менее 20 особей оленей, жираф, 130 носорогов, более 200 гиппарионов.
На «Гусином перелете» была добыта большая коллекция мелких позвоночных: зайцев, пищухи, мышовки, тушканчика, змей, земноводных и мелких птиц. Здесь же нашли кости наиболее крупных животных той поры — мастодонтов и динотериев. Но одной из интереснейших находок древней павлодарской фауны, безусловно, является очень крупный саблезуб — махайрод. Судя по уцелевшей от него большой массивной нижней челюсти, это один из самых крупных известных махайродов в мире.
Саблезубы — особое, вымершее подсемейство кошек, включали в себя не только крупных животных, но и не очень — величиной с леопарда и меньше. В павлодарской фауне были обнаружены кошки величиной с рысь. Всего же в Павлодаре было найдено и установлено более 60 видов животных гиппарионовой фауны. В Москву тогда было вывезено два вагона с останками животных.
Еще одно место в Казахстане — озеро Челкар-Тениз в Актюбинской области тоже вошло в историю палеонтологии. С ним связано одно из интереснейших научных открытий 20-го века — местонахождение фауны млекопитающих среднеолигоценового возраста (около 15 млн. лет назад) «во главе» с гигантским носорогом — индрикотерием.
Кости этого гиганта впервые в Казахстане были обнаружены на реке Кара-тургай в 1912-м, и на побережье Челкар-Тениз в 1913-м году. Кроме носорогов на озере были найдены крупные примитивные непарнокопытные — аминодонты, непарнопалые — схизотерии и тапирообразные.
Новый род лошадиных был найден в Карагандинской области на озере Кызыл-Как. А в 1929-м году было открыто захоронение Карачеку в долине реки Или с многочисленными обломками костей динозавров.
Десятки научных открытий были сделаны на основе найденных материалов. В целом же, благодаря находкам в Тургайской области (останки носорогов), в Джиланчикском захоронении (мастодонты, носороги) на Иртыше и в Текесской впадине Нарынкольского района о работе казахстанских ученых стало известно всему научному мировому сообществу.
За полувековую историю плодотворной деятельности лаборатории палеозоологии было открыто около 800 местонахождений с останками древних животных и растений. Сейчас отечественными учеными составляется каталог всех захоронений древней фауны.
Захоронениям срочно требуется охрана
Все те захоронения, о которых было рассказано выше, представляют собой открытые площадки. Либо это неприметный холм, либо ущелье или обрывистый берег. В любом случае практически все местонахождения доступны для любопытствующих граждан и не только. Например, палеонтологический памятник в Кошкургане неподалеку от Туркестана огорожен. Уникальное юрское озеро Каратау, где были обнаружен скелет шерстокрыла (летающий ящер) и других редких животных находится на территории заповедника. Официально озеро охраняется, но эта охрана скорее «де юре», а не «де-факто».
Не так давно сотрудники Центрального государственного музея ездили на озеро и видели, что сланцы, на которых были найдены отпечатки древних растений и животных варварски выламываются неизвестно кем. Уничтожается бесценный научный материал. А охрана? Она есть, но ее все равно, что нет. Охранники не сопровождают экскурсантов по территории. Результат наплевательского отношения — налицо.
Я назвала самые благополучные из имеющихся местонахождений. Что говорить о других… В частности, бесценный памятник «Гусиный перелет» до сих пор не огорожен. Мало того, что воды Иртыша столетиями размывают захоронение, возле него еще образовалась настоящая мусорная свалка. Кроме того, «черные археологи» — любители поживы за счет продажи древностей тоже потихоньку копают из года в год и вывозят из Казахстана будущие ценнейшие экспонаты, вероятнее всего — уже европейских музеев.
Ведь за окаменелые останки мало-мальски целого скелета древнего животного могут «отстегнуть» не сотни, а тысячи долларов наличными.
В отличие от наших нищих музеев, у западных коллег денежки на покупку экспонатов имеются. Кстати, частные коллекционеры, которых в Европе и Америке также предостаточно, готовы заплатить не меньше музеев, а то и больше. Если разлетаются по миру за хорошие деньги обмундирование и оружие Второй мировой, то что говорить о костях динозавров или мамонта?
Вот уже не первый год ученые вместе с акимами области и города Павлодара ведут разговор о том, чтобы создать в «Гусином перелете» музей под открытым небом по проекту Иртыса Камзина, но «воз и ныне там».
Палеонтологи надеются, что акимы хотя бы огородят это место и поставят там предупреждающие знаки.
В общем, охрана дорогостоящих костей — дело весьма отдаленного будущего. Если, конечно, останется, что охранять…