Эпидемический… театр
Хотя маски для лицедеев – атрибут неизменный, эпоха масок медицинских стала для артистов и зрителей непривычно тяжелым испытанием. Пожалуй, карантин максимально убедительно напомнил, насколько немыслима жизнь без искусства. Восемь долгих месяцев театр был недоступен для посещения. Сначала Русскому драматическому театру имени Достоевского пришлось отложить уже почти готовый к показу спектакль, приуроченный к 75-летию Великой Победы. Из-за вспышки коронавирусной инфекции в мае премьера не состоялась. Лето же выдалось еще более тяжелым, о спектаклях не шло и речи.
И только осенью мир Мельпомены начал оживать. Помимо отложенной с весны премьеры появилась идея нестандартного спектакля об Абае.
Артисты, находясь в самоизоляции, готовились индивидуально, затем стало возможным проводить репетиции в театре, где летом завершился капитальный ремонт.
И вот долгожданная встреча артистов со зрителями стала возможной – с промежутком в неделю в театре состоялся показ сразу 2 премьер. Правда, к огорчению многих театралов, попасть на спектакль оказалось непросто. В связи с карантинными ограничениями в зал, способный вместить более 300 человек, разрешили продавать не более 50 билетов. И хотя, наверное, в таких условиях нельзя говорить об аншлаге, тем не менее все билеты на обе премьеры были раскуплены мгновенно.
Волшебная пластика слов мудреца
Первым на суд соскучившегося зрителя был представлен музыкально-поэтический спектакль “Слова назидания”, поставленный для Русского драматического театра имени Достоевского режиссером Казахского музыкально-драматического театра имени Абая Айдыном САЛБАНОМ.
– Абай, на мой взгляд, в своих произведениях всегда говорит о тех качествах, которые помогают человеку оставаться Человеком. Разум, воля, сердце всю жизнь ведут человека к чему-то. Хочется верить, к хорошему! В нашем спектакле мы говорим на общечеловеческие темы. Ведь не только в нашей Степи, но во всем мире – там, где Разум, Воля и Сердце не вместе, там большие проблемы: катаклизмы, войны, конфликты, – считает режиссер.
Необычная форма спектакля позволила соединить вместе не только талантливое слово, но и пластику, звук и свет. Благодаря чему премьера стала почти волшебным действом.
– Этот спектакль – взгляд нового поколения на мудрость и гениальность Абая. Зритель, придя в театр, в очередной раз убедился в актуальности идей нашего мыслителя. Всё, что сейчас происходит вокруг нас в мире: война и мир, радость и злоба, человеколюбие и ненависть – всё это уже описано, прочувствовано Абаем в его произведениях. Он и сейчас, в XXI веке, интересен миру, ему есть что сказать, – убежден директор театра русской драмы Яков ГОРЕЛЬНИКОВ.
Предвоенная школа жизни
В основу второй премьеры положен сюжет пронзительной повести Бориса Васильева “А завтра была война”. История предвоенных школьников, постигающих ценность дружбы и горечь предательства, рассказывает о том, как коротка молодость тех, у кого “завтра была война”, как безжалостно сломлены были надежды тех, кто считал високосный 1940-й год тяжелым, и надеялся, что следующий, 1941-й, станет непременно счастливым.
Над новым прочтением известной книги, по которой был снят не менее известный фильм, согласился поработать бывший восточноказахстанец, а ныне петербургский режиссер Рача МАХАТАЕВ.
– Он уже хорошо знаком и любим зрителям Семея. Его спектакли “Ревизор” и “Сиротливый Запад”, поставленные на сцене Театра имени Достоевского, стали событием в театральной жизни нашего культурного города. Более того, “Ревизор” был признан лучшим спектаклем Международного фестиваля “Встречи в России” в Санкт-Петербурге, – отметили в Информационном центре Семея.
Задача показать подростков, которым пришлось принимать недетские решения и совершать взрослые поступки, делать мучительный нравственный выбор, была решена нестандартно.
– Спектакль получился неожиданным, абсолютно новым и свежим. Для самого Рачи Махатаева это проба новой формы, которую он раньше не применял. Благодаря чему постановка затронула сердца зрителей, – подчеркнул Яков Горельников.
СЕМЕЙ