Предмет тревоги парламентариев – проблемы рек Иртыша и Или.
Начиная с 1997 года Китай постоянно увеличивает забор части водотока Черного Иртыша для орошения засушливых территорий. Строительство 300-километрового ирригационного канала Черный Иртыш – Карамай еще более усугубило дело, а с выходом канала на проектную мощность водозабор и вовсе увеличивается в пять раз – с одного до пяти кубометров в год.
«Уже сегодня эксперты констатируют обмеление канала Иртыш – Караганда, резкое загрязнение и ухудшение биологической ценности воды, засоление поймы, деградацию флоры и фауны, оголение питьевых и промышленных водозаборов. Налицо значительный ущерб населению и экономике Прииртышья…», – говорится в запросе. Приводятся и данные по Капшагайскому водохранилищу на реке Или: уровень воды ежегодно падает более чем на метр.
Да, вопросы эти уже поднимались, и в 2001-м даже было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек и создана казахстанско-китайская совместная комиссия. В 2008-м межправительственное соглашение о рациональном использовании и охране трансграничных рек заключила с КНР и Россия.
Между тем, утверждают депутаты, поступают сведения, что КНР планирует строительство новых водных сооружений, что грозит полной экологической катастрофой Восточному Казахстану и региону Жетысу.
Вот и просят мажилисмены МИД ответить: какие конкретно дипломатические шаги по защите интересов Казахстана сегодня предпринимаются?
Пока дружба «реками» с соседом носит какой-то странный характер.
Астана