Но друг мой не унимается, и с другой стороны заходит: «Ага! Отдыхать они приезжают. Наши массовики у вас там «стрелки» с олигархами набивают, дабы уточнить «курс партии», в соответствии с которым им вскоре придется колебаться». Я не сдаюсь на словах: «Да все олигархи за рубежом живут», а сам думаю, во попал, — что ни скажи, — все пойдет в пользу какой-нибудь из версий, разгулявшихся сейчас в Астане.
Информационный аборт
Отделив столицу государства от информационной столицы, власть выиграла и проиграла в одном и том же. Потому что, географически дистанциировав чиновников центрального аппарата от основных медийных ресурсов, руководители республики сумели добиться:
а) фактического информационного вакуума вокруг своих решений (теперешние столичные журналисты еще слишком не профессиональны, а южностоличным — и ехать в Астану лень, да и денег нет);
б) почти животного страха у среднего и нижнего звена министерств и ведомств.
Читая сегодня сухие и пресные материалы о работе правительства, и разгромные (хотя и заказные) статьи «независимых журналистов», чиновники невысокого уровня тихо седеют и начинают заикаться. Информация же типа «слухи из властных коридоров» уверенно занимает 1-е место в категории «самые лживые слухи».
Вот, поди ж ты, и разберись! — грустно думает нынешний акакий акакиевич из города Астаны…
Остальная страна, вообще, в недоумении. Так называемых «центральных» газет почти нет, московских — тоже, а другие (которые продаются только в Алматы, а также в самолетах и поездах) — просто пугают провинциального обывателя своей политической развязностью. Поэтому-то в городах и весях республики уже несколько лет очень хорошо идут местные издания. Там все привычно, понятно и, главное, понятно для местного жителя.
А то откроешь газеты из Алматы, а там, — «не понос, так золотуха». То серийного извращенца ловят, то очередного экс-министра осуждают (или наоборот).
Об одном нынешние идеологи алматинских масс-медиа не догадываются, — наши люди и без них прекрасно понимают: как страшно далеки от него — и власть и центральные газеты вместе с республиканским телевидением. Поэтому-то, все эти медийные «картинки с выставки» — это не более 10-15 минут в день для среднестатистического нестоличного жителя страны. А то и меньше…
Жить можно… Можно даже веселей
Зреет, зреет во мне желание стать чиновником. Ничего не могу с собой поделать. Останавливает пока одно, — без тренировки очень трудно просидеть с 9.00 до 18.00 за столом, глядя все время в одну точку.
Правда, недавно (был такой грешок), чуть было не согласился на хорошую должность в столице. И все, из-за того, что накануне этого увидел официальные цифры бюджетных средств, выделенных за первые 5 месяцев 2002 года на содержание государственных чиновников. Сумма получилась впечатляющая — более 15 миллиардов тенге! При этом за этот же срок на поддержку культуры, информационных проектов, спорт и туризм из госбюджета было выделено немного более 8 миллиардов тенге, т.е. почти в 2 (!) раза меньше, чем на жизнь бюрократической прослойки.
Причем, большинство наших граждан догадывается, а меньшинство — точно знает, что источники доходов у большинства чиновников одним государственным бюджетом не ограничиваются. А самый балдежный пример этих «внебюджетных доходов» — это сотовый телефон бывшего члена правительства г-на Аблязова. Так вот, его защитники смеются в лицо каждому, кто говорит о том, что их клиент, будучи на госслужбе пользовался телефоном за счет одной бизнес-структуры. — Вы, что? — смеются они, если за это судить, — надо все правительство сажать! —
Не знаю, как «все правительство», но сажать за это надо. Ведь именно с таких «бесплатных» телефонов и начинается коррупция…
И это все о ём, родимом
Видимо, интернет — это то, единственное место, где кроме газеты «Время» и телеканала «Южная столица» нынешнюю «демократическую оппозицию» ещё привечают. Поэтому-то наша оппозиция интернет читает внимательно.
Стоило мне в прошлый раз отметить про, так называемые, «ослиные уши Голливуда» в деятельности некоторых неправительственных организаций, а также — заикнуться весьма невысокое качество их теоретических разработок, и подивиться, почему же ТАКОЕ печатают в солидной газете, как буквально через несколько дней произошел еще один «неправительственный казус». Другая, не менее прогрессивная, чем предыдущая, газета опубликовала тот же самый 2-ой вариант проекта Концепции становления и развития местного самоуправления в РК, разработанный под водительством того же Центра анализа общественных проблем. Того самого, который почему-то имеет аббревиатуру только на латинице: PPRC.
Так вот, теперь упоминания о 2-м варианте проекта PPRC — просто нет. Ну, нет, так нет. Зато под комсомольской рубрикой «Предлагается к обсуждению» читателям настоятельно предложено ознакомиться с тем же самым документом. Недельной давности, проектом.
Причем, все те же глупости (типа предложения создать министерство, контролирующее процесс развития местного самоуправления) и в этом варианте документа остались.
Изменилась только подпись. В прошлый раз все это выдавали за произведение рабочей группы Центра анализа общественных проблем (он же таинственный PPRC). На этот раз концепцию предложили от имени 4 депутатов парламента и 5 экспертов. Как всегда первой стоит фамилия господина-товарища-барина С.Абдильдина. Он у нас, как Юный Октябрь из старой песни — всегда впереди. Эксперты тоже поражают своим разнообразием: 2 человека из самого PPRC; 1 — из «Ак Жола»; 1- из «ДВК», и еще один — очень независимый эксперт. Не знаю, как вы, друзья мои, а я: как услышу про «независимого эксперта», «независимого политолога» или «независимого журналиста», так сразу вспоминаю анекдот про «Неуловимого Джо», который в действительности просто был никому не нужен.
Вы на запад, ребята, лучше не ходите
Настоящий эксперт (ну, тот, который конкретным делом занимается, а не написанием всяческих прожектов), ответственный сотрудник одного из европейских банков сказал в своем интервью газете «Панорама» буквально следующее: «После того, как будут погашены еврооблигации, львиная доля которых находится в портфелях НПФ, на руках у фондов окажется примерно 200 миллионов долларов активов, которые нужно инвестировать. Государство не должно пытаться воспользоваться ситуацией и навязывать фондам субъективные условия по инвестированию пенсионных активов, нанося таким образом урон их вкладчикам».
Чувствуете, куда бриз потянул? Ведь в заявлении этого эксперта есть все. И желание Запада лишний раз приструнить местные власти на счет случаев самодурства в сфере пенсионных инвестиций. И прозрачный намек на повышение «инвестиционной ретивости» для наших НПФ, — мол, «не волнуйтесь, Запад вам поможет!». Есть даже конкретная и умопомрачительная цифра скорых пенсионных активов, которые свалятся нашим фондам с минуты на минуту прямиком с рынка еврооблигаций.
Нет только одного. Ясного и четкого согласия работать с казахстанскими пенсионными инвесторами за рубежом. То есть, какие-то слова в стиле: «в целом возможность увеличения инвестиций в иностранные бумаги должна приветствоваться», конечно, в этом интервью есть. Но тут же дается строгая оговорка: «главной целью пенсионной системы остается инвестирование в казахстанский реальный сектор экономики».
Такое желание помочь добрым советом, безусловно, похвально. Но забыл, наверно, зарубежный эксперт, что в казахстанской экономике только один сектор — РЕАЛЬНЫЙ. Это добывающие отрасли. А там инвестиций — еще лет, этак, на 30 хватит. И инвесторов в этом секторе — пруд пруди; олигарх на олигархе сидит, олигархом же еще и погоняет.
Какие уж тут пенсионные фонды со своими жалкими для РЕАЛЬНОГО сектора нашей экономики 1,4 миллиардами долларов пенсионных накоплений на всех. Тут и 200 миллионов «зеленых» от еврооблигаций не помогут.
Весь вечера на…
Уверен, и вы заметили, что слишком уж часто мелькает в последнее время фамилия — Кетебаев. ТV включишь — он там; откроешь газету — и тут она; радио настроишь — и здесь та же фамилия присутствует. Даже широкие слои алматинской публики, любящие поиграть в политику, — и то, сначала слегка прибалдели от множественности г-на Кетебаева.
Потом, когда легкая паника спала, выяснилось, что господ Кетебаевых в южной столице, как минимум два. Первый — президент многострадального телеканала «Тан». Второй — соучредитель газеты «Республика». И вот, последнего и, кстати, старшего брата теперь обвинили в том, что он самолично заказал поджог офиса соучрежденного им печатного издания. И тут вспомнилось, что подобного же рода слухи распространялись и после того, когда началась стрельба по кабелям и фидеру «Тана», возглавляемого младшим братом.
Органы же внутренних дел, как всегда, в своем репертуаре: не знаем, где искать, — ищем — вот-вот найдем, — нашли! — извините, не те оказались, но … ищем.
Вместо такого сложного круговорота казахстанские наследники холмсов и пинкертонов лучше бы они один раз подумали над вечным вопросом: «Кому выгодно?» Может быть нынешней власти, представителей которой теперь на всех зарубежных перекрестках «метелят» за зажим «независимых СМИ»? Или, может быть простым обывателям, живущим от одной господачки до другой? А может быть все эти поджоги, выстрелы и собаки — это плод фантазии криминальных структур, существующих в параллельном с нами мире?
Глупости! — скажете вы. — Глупости, — соглашусь я.
В условиях, когда Аль-Каеда, «Красные бригады» и сепаратистская группа «Ета» к нам в гости явно не собираются, глупо говорить и о том, что кто-то из далекого зарубежья мечтает затоптать так называемую «демократическую прессу» в Казахстане.
Так, кому же, все-таки, выгодно, чтобы за медиа-чадами братьев Кетебаевых тянулся полууголовный шлейф?
О большом и высоком
Во время повального сезона жарких отпусков хочется говорить о чем-нибудь приятном. А совсем уж перед отпуском желается говорить о глобальном и высоком, о жизненно важном и принципиально стратегическом для нашей страны.
Но, нет, к сожалению, мы не будем говорить сегодня о роли государственной идеологии в жизни республики. Ведь трудно обсуждать то, чего просто НЕТ. Мы сегодня, уважаемые читатели, поговорим об инвестициях. О том потоке денег, который за 10 лет нашей независимости создал на территории республики несколько островков развитого квази-капитализма. «Квази-«, потому что в настоящем рыночном обществе правят только политики и олигархи. А у нас в стране всего лишь один политик, и тьма-тьмущая вороватых чиновников, прикормленных местечковыми толстосумами, любовь к роскоши которых по полету фантазии можно сравнивать только со скудоумием обладателей красных пиджаков и золотых цепей десять лет назад.
Итак, инвестиции… Надо признать, что дело свое они сделали. Про «островки» я уже говорил, про строительство новой столицы говорю сейчас, а про углеводородный сектор нашей экономики, — так и говорить неудобно: каждый житель республики и без меня знает, из-за чего среднедушевые доходы в Казахстане выше, чем в остальных государствах СНГ. Другое дело, что, несмотря, на сравнительную малочисленность населения нашей республики, — все равно одна его половина живет буквально впроголодь. Более подробно об этой странной закономерности мы поговорим чуть позже. А сейчас, давайте посмотрим на ситуацию с инвестициями, с иностранными инвестициями в целом…
За 2000- 2001 годы прямые иностранные инвестиции в Казахстан составили около 3 миллиардов долларов США. Деньги вкладывали все, кого привлекла казахстанские добывающие отрасли. Потому что именно там и были созданы наиболее выгодные условия для бизнеса. Стабильность контрактов, льготные налоговые и таможенные нормы. Цель была достигнута, деньги полились в Казахстан как говорится рекой со всех континентов.
Специалисты отмечают, что наибольший процент от всех инвестиций приходится на США (36%). Далее идут Великобритания, Италия 13 и-11%). Доля инвестиций России в нашу республику сокращается, и составляет всего 6 процентов. Но у инвесторов одна проблема — «родимые пятна колониализма». Они не любят платить, они любят получать. Недаром, на недавней и очередной встрече с иностранными инвесторами в Астане президент Назарбаев аккуратно так заявил: «Мы не стремимся к пересмотру контрактов, наша цель уточнить отдельные положения контрактов в целях обеспечения баланса экономических интересов государства и интересов равенства всех законов…».
Как видим, главный и единственный политик страны прекрасно понимает: куда и к чему клонят иностранные инвесторы. Им-то и в дальнейшем хочется поменьше платить налогов, других социальных и экологических выплат. И побольше при этом получать прибыли. Непонятна здесь только позиция министра государственных доходов г-на Какимжанова, который при невыполнении в этом году плана по налоговым сборам в госбюджет, кинулся во все тяжкие, дабы доказать, что кто-то из иностранцев в прошлые годы не доплатил в нашу казну. Забыл, наверное, сей министр народную поговорку: «Кто старое помянет, — тому глаз вон!»
Да. Бог с ним, с чиновником, налоги худо собирающим. Чиновник — он и в Африке чиновник: любви к себе — ВО!, а уважения к обществу — во… Сосем по другому смотрится эта ситуация после того, как узнаешь, что содранные таки, с инвесторов и других работящих людей налоги часто уходят в неизвестном направлении. Иначе, чем объяснить следующий парадокс: в одной нашей области среднемесячная зарплата ее жителей составляет 200 долларов, а регион этот живет исключительно за счет бюджетный дотаций. Область эта, как вы понимаете, находится на далеком западе нашей страны и там все время качают нефть, но дождя из нефтедолларов, произрастающих тут же, как не было так и нет.
Пока нефтедолларовый дождь не собирается проливаться и во многих других регионах страны. Дошло до смешного, — Алматы в 2002 году так и не получил ни одного трансферта из госбюджета; хотя и отдал только в этом году в госказну более 8 миллиардов тенге.
Напомню для тех, кто забыл, что именно такую сумму (8 миллиардов тенге) государство успело выделить в текущем году на развитие культуры, спорт, туризм и свои информационные проекты. И опять получается, что все замкнулось на келейном и невнятном перераспределении доходов «между своими». Инвестициями же здесь и не пахнет. Во всяком случае, своих дивидендов простые жители республики от инвестиционных миллиардов пока так и не увидели…
Добавить к вышесказанному что-либо, — сложно.