Сказки северных морей
В минувшем августе руководство “КазМунайГаза” приняло решение начать добычу нефти… в Северном море. Нацкомпания через свою “дочку” “Разведка Добыча КМГ” (РД КМГ) будет вместе с BG исследовать “перспективный участок” White Bear у берегов Великобритании. Нефти, правда, там пока не нашли, но BG любезно согласилась разделить с КМГ риск разведки. Бурить начнут уже в следующем году.
Стоить это РД КМГ будет недорого – 25–30 миллионов долларов. Риск, конечно, повыше, чем на проектах компании в Казахстане, признали представители РД КМГ – все-таки море, но зато какие перспективы! Компания “получит доступ к технологиям и опыту BG в области бурения на шельфе, которые потом можно будет использовать на Каспии”, сообщил исполнительный директор РД КМГ Кенжебек ИБРАШЕВ.
Непонятно только, какие передовые технологии (за смешную, по меркам нефтяного бизнеса, сумму 25 миллионов долларов) получит РД КМГ? Никаких особых наработок в области добычи на морском шельфе у нацкомпании нет. Самостоятельно КМГ нефть со дна моря вообще не добывает, а его специально созданная для морских проектов “дочка” “КазМунайТениз” силами подрядчиков ведет разведку на глубинах до 60 метров. В Северном море эти навыки вряд ли пригодятся. То есть бурить скважины на деньги КМГ опять будут западные подрядчики? Но так можно искать нефть и в Казахстане. Платить дома налоги, создать рабочие места…
Большинство месторождений, которые РД КМГ разрабатывает на родине, сильно истощены. Надо открывать новые, или добыча нефти, а с ней и прибыль, начнут падать. Но, по словам главного геолога НК КМГ К. ИСКАЗИЕВА, до сих пор все оценки перспектив добычи нефти и газа в республике основываются на данных геологоразведки конца 1980-х годов. Полный системный анализ геолого-геофизических данных, полученных по результатам последних 15–20 лет, в Казахстане ни разу не проводился. КМГ занялся этим серьезно лишь в прошлом году…
В степях под Херсоном
По словам вице-министра нефти и газа РК Асета МАГАУОВА, за последние девять лет производство бензина и дизтоплива в Казахстане не увеличилось, хотя их потребление за это время выросло в полтора-два раза. Примерно четверть всего бензина для автомобилей завозится в страну из России. Но вместо модернизации отечественных НПЗ КМГ много лет упорно вкладывал государственные деньги в… зарубежные нефтезаводы.
В 2000 году тогда еще “Казахойл” купил контрольный пакет Херсонского НПЗ, а также сеть заправок на Украине. Известно, что за акции НПЗ было уплачено 6,4 миллиона долларов, еще не менее 60 миллионов надо было вложить в реконструкцию (по условиям покупки). Очень скоро выяснилось, что модернизация построенного еще в 1930-х НПЗ стоит дороже, чем ожидалось, да и конкуренты оказались “круче”. Украинские власти “кинули” инвестора, приняв несколько законов, прямо направленных против “Казахойл-Украины”. В итоге в 2007 году КМГ пришлось продать завод и покинуть страну.
– Херсон был правильной идеей в теории, – несколько лет спустя “объяснил” журналистам провал на Украине бывший глава нацкомпании Узакбай КАРАБАЛИН. – На практике оказалось несколько иначе: завод старый, без ремонта, с долгами перед бюджетом, большого “выхлопа” он не дал и не сулил в ближайшем будущем. …Поэтому этот актив пришлось продать…
Румынское коварство
“Караван” уже писал о ситуации, сложившейся вокруг главного зарубежного проекта КМГ – румынской Rompetrol Group (“Есть газ, да не для нас?”, № 39 от 24 сентября 2010 г.). Нацкомпания вложила в Rompetrol огромные деньги – более 3 миллиардов долларов. В 2007 году, покупая эту структуру с убытками и долгами, представители “КазМуная” обещали решить все ее проблемы за два года.
В минувшем сентябре финансовый директор Rompetrol Group Дмитрий ГРИГОРЬЕВ заявил, что компания не приносит прибыли и не сможет ее получить до 2013 года. По его словам, Rompetrol должен более 900 миллионов долларов. Проще всего закрыть “проблемные” заводы, сказал г-н Григорьев, выставив рабочих на улицу, – это сэкономило бы компании 50 миллионов “зеленых” за полгода.
1 октября власти Румынии забрали у КМГ за долги 44,6 процента акций перерабатывающего подразделения компании Rompetrol Rafinare – самой ценной части Rompetrol Group. Оказалось, что на этой фирме еще с 2003 года, постоянно увеличиваясь, “висели” долги в сотни миллионов долларов. Сейчас НПЗ компании остановлены на “плановый ремонт”, пока до 1 ноября.
В нацкомпании возникшие проблемы снова обещают решить – легко и быстро.
– Мы уже в модернизацию (нефтеперерабатывающих заводов Rompetrol Group) 1,5 миллиарда долларов запустили, – заявил президент АО КМГ Каиргельды КАБЫЛДИН 5 октября на форуме KAZENERGY, – к концу следующего года мы получим самый современный актив в Европе, который будет выпускать продукцию на уровне стандарта “Евро-6”…
Оффшорные тайны
Отечественным нефтяникам уже не первый раз не удается договориться с властями страны, где они работают. Так, в декабре 2005 года КМГ купил газораспределительные сети столицы Грузии Тбилиси. В следующие три года в “КазТрансГаз-Тбилиси” было вложено около 100 миллионов долларов. Однако компания погрязла в долгах, и в 2009 году грузинские власти ввели там внешнее управление, отстранив казахстанских менеджеров…
Тем не менее к Грузии у КМГ отношение особое. Точнее, у одной из “дочек” нацкомпании – “КазТрансОйл”. Этот оператор нефтепроводов, по данным Агентства финнадзора, связан с почти дюжиной странных компаний: Batumi Industrial Holdings Limited, Batumi Capital Partners Limited, Batumi Terminals LTD, Dakino Investment LTD, Rodio Investment LTD, Batumi Holding N.V, Batumi Services LTD, Caucasus Maritime LTD, Batumi Port Holdings LTD. Все эти фирмы зарегистрированы на… оффшорном Кипре, и все они имеют отношение к нацкомпании как “юридические лица, которые совместно с обществом находятся под контролем третьего лица”.
На практике хорошо известно, что в оффшорах работают, чтобы уйти от налогов или увести чистую прибыль. Почему бы компетентным органам не задаться вопросом, какие именно отношения нацкомпания и принадлежащий ей порт Батуми имеют с вышеназванными структурами?
Не пора ли вернуться?
– Вот уже десять лет мы наблюдаем за реализацией проектов в нефтегазовой сфере, которые неоднократно откладываются. Но даже те, которые уже реализованы, находятся не в той плоскости, какая нам нужна, – признал в сентябре этого года глава “Самрука” Кайрат КЕЛИМБЕТОВ. – Надо признать, что мы не очень удачно вложились в нефтехимические активы за рубежом. Я имею в виду румынский концерн Rompetrol. У нас сейчас большие проблемы с “Тбилгазом”…
По “твердому убеждению” Кайрата Келимбетова, в ближайшие пять лет нашим национальным компаниям необходимо вкладывать свои инвестиции в проекты внутри страны.
Однако в КМГ, похоже, смотрят на ситуацию несколько иначе. Каиргельды Кабылдин заявил, что скоро часть “КазМунайГаза”, возможно… будет продана на зарубежных биржах. Для чего? Чтобы найти деньги на новые зарубежные проекты?
В последние четыре года “КазМунайГаз” продал 40 процентов акций своей добывающей “дочки” РД КМГ иностранцам. Помогло ли это вывести бизнес РД КМГ “на новые рубежи”? Сможет ли вообще продажа акций решить стоящие перед нацкомпанией задачи?
Стратегическая цель КМГ – войти в число 30 крупнейших нефтегазовых компаний мира. Примеров, когда национальные компании выбивались в мировые лидеры, немного. Это китайские CNPC и PetroChina, норвежский Statoil, бразильский Petrobras. Все они вышли на мировые биржи, будучи абсолютными лидерами по добыче и переработке нефти в своих странах. Все к этому времени имели собственные уникальные технологии и были способны на равных конкурировать на мировом рынке.
Чтобы этого добиться, все эти гиганты 20–30 лет упорно и кропотливо развивали “нефтянку” у себя на родине. Может быть, и “КазМунайГазу” пора всерьез заняться Казахстаном?
Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ