Незрячие сегодня громко спорили и даже ругались. А все из-за индивидуальных помощников. Эти люди всюду сопровождают слепых, но оплата за их труд уменьшается. В итоге инвалиды теперь реже выбираются в город и стесняются лишний раз пригласить себе помощника.
Галымжан Сатанов без Натальи как без рук. Она его глаза уже несколько лет. Помощница сопровождает мужчину везде – в больницу, в магазин или в баню. Час стоит всего 150 тенге. А вот просто так прогуляться по городу и подышать воздухом Наталья уже не пойдет. За это ей совсем не платят.
Галымжан Сатанов:
— Они разбегаются, наши помощники, оплата низкая. На 17 тысяч как она проживет?
17 тысяч в месяц набегает за сопровождение даже не одного, а четырех человек. Вот Наталья и разрывается: едет то к одному, то к другому.
— На проезд даже им не хватает, какая же это зарплата?
Это шумит собрание в обществе слепых. У инвалидов и самих-то пенсия 20-30 тысяч. Но сегодня они просят не за себя, а за своих помощников. Чиновники объясняют: все дело в тендере. Победила фирма, которая предложила самую низкую цену. И наняла за копейки сопровождающих.
Алима Бекназарова, отдел занятости и соцзащиты г. Петропавловска:
— Конкурс предусматривает метод ценовой – снижение цены до демпинга, понимаете? Конечно, нас тоже это беспокоит, что услуги осуществляются через конкурс, что это не должно ни в коем случае влиять на качество предоставления услуги.
В итоге за три года такого демпинга зарплата индивидуальных помощников снизилась в три раза. Но в общественном объединении, выигравшем тендер, своя версия. Говорят, инвалиды с помощниками сами хитрят и даже занимаются приписками.
Елена Колмагорова, председатель общественного объединения «Адон-Север»:
— Они пишут: «посещение аптеки» — через день по 4 часа, «посещение базара» — через день по 6 часов. Шесть часов через день они ходят!
На собрании долго шумели и просили вернуть все на старые рельсы. Еще три года назад индивидуальные помощники числились сотрудниками соцзащиты и без всякого тендера получали фиксированную зарплату. Чиновники уже отправили письмо с таким предложением в министерство. Ответа пока не получили. Зато в местном бюджете вдруг нашлись полтора миллиона тенге, которые отдадут на погашение долгов перед индивидуальными помощниками.