И примечательно, что их существование зачастую трудно объяснить «объективными» причинами, поскольку они наблюдаются как во времена экономического спада, так и процветания.
Одна из таких «вечных» проблем — формирование и освоение бюджетных средств или, в более общем плане, — бюджетная политика.
Очень показателен в этом отношении пример южной столицы — по ряду причин.
Алматы по-прежнему остается крупнейшим мегаполисом, экономическим и финансовым центром Казахстана, важнейшим налогоплательщиком в бюджет и лидером экономических реформ.
Можно было ожидать, что уж в бюджетной политике этого интеллектуального и делового центра страны государственные средства расходуются так, как нужно — рачительно, эффективно, с учетом интересов горожан и задач развития города.
Однако, как показала недавняя проверка, проведенная новым руководством города, за экономическими успехами Алматы и сегодня скрывается еще немало негативного.
И прежде всего — в реализации бюджетной политики.
В Алматы, как и в стране в целом и в других регионах, действует множество различных государственных программ, финансирующихся из бюджета.
Программы развития имеют как отдельные ведомства, министерства, так и регионы. Однако из года в год многие ведомства не осваивают весь объем выделенных им средств, хотя при утверждении бюджета нет практически ни одного, кто бы не жаловался на нехватку денег и не пытался всеми способами «выбить» из государства как можно больше средств на свои нужды.
Вот и в Алматы проверка показала, что в 2004 году при плане 84 млрд.81 млн. тенге исполнение бюджета составило всего 83 млрд. 100 млн. тенге. Неосвоенными стали 981 млн. тенге бюджетных средств.
Кто-то может сказать: подумаешь, всего-то около миллиарда тенге из 84… Стоит ли шум поднимать из-за такой «мелочи»! Однако подобный «оптимизм» за государственный счет весьма разорителен и, прежде всего, для рядовых налогоплательщиков, которые вправе надеяться, чтобы каждый тенге бюджета шел в дело.
Последствия неэффективного использования бюджетных средств приводят к искусственному переносу платежей на конец года, что способствует росту инфляции.
В прошлом году такие переносы исполнения бюджета составили 19% и в большинстве своем — по причине неправильного и несвоевременного проведения тендеров на госзакупки товаров и услуг.
Тут следует пояснить: чем раньше будут проведены тендеры и заключены договора, тем больше времени остается исполнителям и администраторам государственных программ на их реализацию. Но, как показала проверка, в алматинском акимате это принципиальное положение часто нарушалось. Конкурсный тендер на капитальный ремонт Центра крови был проведен, к примеру, 19 ноября на общую сумму в 67,4 млн. тенге. Естественно, что за столь короткий срок до конца года подрядчики смогли освоить только 47 млн. тенге, а 20 млн. остались переходящими на следующий год.
Конкурс на строительство жилого дома по ул. Молдагалиева был проведен 1 июля.
Из 95,1 млн. тенге по этому объекту освоено только 60 млн. тенге. В одном из микрорайонов Алматы должны были построить школу, выделив на нее из бюджета 273,4 млн. тенге.
Однако конкурс провели только 26 августа и до конца года строители сумели освоить только 50,4 млн. тенге… И таких примеров много.
Все факты говорят о серьезных недостатках в организации проведения тендеров по госзакупкам, за которые в акимате отвечал специальный департамент.
Это более чем странно, поскольку совсем недавно этот департамент акимата (одним из первых подразделений государственного управления в стране!) был сертифицирован по стандартам ISO-2000, что предполагает, что его работа соответствует мировому уровню…
Правда, сертификацию проводил наш казахстанский центр стандартизации и какими критериями оценки он руководствовался, сказать сложно, однако результат налицо.
По этой причине, а также из-за недостаточного контроля администраторов программ за их исполнением, из-за неэффективного планирования ими расходов, в прошлом году наблюдались частые отвлечения бюджетных средств в течение года.
Бывало так, что деньги бюджетом уже выделены, а ТЭО подрядчик не предоставил. Так средства и «зависают».
Таким образом, «невостребованными» оказались в бюджете 10,8 млн. тенге на создание городского радио, 45 млн. тенге — на капитальный ремонт съемочного павильона.
На перевод пассажирского автотранспорта города на природный газ было предусмотрено 54 млн. тенге, а до конца года сумели освоить только 34 млн. тенге.
Зачастую выделенные бюджетные средства не дают должной экономической отдачи, попросту выбрасываются, по существу, на ветер.
Например, на строительство завода детского питания «Бобек», приобретения оборудования для него и пополнение оборотных средств из бюджета Алматы направлено было в прошлом году 510 млн. тенге, а также погашена задолженность этого завода на сумму 242 млн. тенге.
И что же? Завод до сих пор не работает, огромные средства заморожены на неопределенное время…
Возвращаясь к вопросу о невыполнении бюджета в прошлом году — почти на миллиард тенге, следует добавить, что к вышеперечисленным негативным последствиям можно добавить еще 70 не введенных дополнительных коек в Центре психического здоровья и 60 дополнительных коек — по Ауэзовскому тубдиспансеру, еще 150 коек — по наркологическому диспансеру.
А всего на эти цели укрепления медицинских учреждений города неосвоенными остались 48 млн. тенге.
Проверка выявила и значительные нарушения финансовой дисциплины на весьма солидную сумму в 176,1 млн. тенге. Выражаются они прежде всего в различных переплатах заработной платы чиновникам различных подразделений, за счет неправильного определения должностных окладов, доплат, надбавок и премий, начисления отпускных и проч. Такие нарушения допускались в течение 2004 года по всем подразделениям акимата и его нижестоящим органам, в том числе: по Департаменту образования — 12,2 млн. тенге; по Департаменту здравоохранения — 2,5 млн. тенге; по государственному архиву г. Алматы — 4,9 млн. тенге; по ГУ «Центр эпидемиологической экспертизы» — 1,7 млн. тенге; по Департаменту труда, занятости и социальной защиты населения — 11,1 млн. тенге, большая часть которых образовалась из-за преднамеренного завышения договорных цен по различным товарам.
По учреждениям образования приобретались продукты питания, канцелярские и хозяйственные товары на сумму 104,4 млн. тенге — и все без конкурсных процедур, что также является нарушением.
Примером того, как игнорирование нарастающих проблем приводит к критической ситуации, могут служить алматинские сети коммуникаций, которые сегодня приняты в коммунальную собственность и переданы специализированным предприятиям для дальнейшей эксплуатации.
Согласно акту приема-передачи, сегодня соответствующему Департаменту акимата переданы в коммунальную собственность 123, 9 км. канализационных, 138,7 км. водопроводных, 134,8 км. тепловых и 251,6 км. электрических сетей. За годы, пока они были в ведении различных организаций, успели прийти почти в плачевное состояние.
На их восстановление требуется, по самым минимальным расчетам, 7,2 млрд. тенге — около 9% городского годового бюджета. Таких средств в бюджете города, конечно, не предвидится.
Очевидно, если на помощь алматинским властям не придет Астана, и не будут выделены средства из госбюджета, решение этой проблемы можно будет искать только на пути повышения тарифов на коммунальные услуги.
И передача всех сетей в уставной капитал поставщиков коммунальных услуг — красноречивый шаг именно в этом направлении.
В 2005 году в Алматы должны реализовываться 7 приоритетных городских программ, начиная с программы «Алматинские дворы», рассчитанной на три года.
Среди них также программа снижения транспортной нагрузки на Алматы; программа развития наружного освещения; реконструкция арычной сети и фонтанов; программа озеленения парков и скверов; самая затратная программа — реконструкции энергокомплекса города, а также программа развития культуры.
А для этого следует навести порядок в городском управлении и, особенно — в исполнении городского бюджета. Инфраструктурные перемены, без которых город дальше развиваться как ведущий финансовый, промышленный и культурный центр не сможет — откладывать нельзя.
И хорошо, что до понимания этого, судя по всему, новое городское руководство созрело.