Казахстанские специалисты, работающие на месторождении, а также местные органы, выражают недовольство тем, что иностранные компании пачками завозят на Карачаганак рабочих из других стран. Индусы, филлипинцы и прочие рабочие из азиатских государств заняты на тех же участках, что и казахстанцы. «Зачем завозить рабочих из-за рубежа, когда в стране столько безработных», — заявляют наши органы. Департамент министерства труда обеспокоен еще одним обстоятельством. Иностранные рабочие пребывают на территории нашей страны по деловой визе, хотя приезжают для работы вахтовым методом.
Существует специальная технология ввоза иностранной рабочей силы в республику. Иностранная компания прежде чем завозить хоть одного своего специалиста на работу в нашу страну, должна обратиться в управление труда и социальной защиты населения и подать заявку на ввоз иностранной рабочей силы. Казахстанские власти должны дать заключение, что, действительно, в данном регионе нет специалистов по профилю, в котором нуждается иностранная фирма, а потому заморских рабочих можно ввозить. С этой бумагой иностранцы идут в министерство труда, где получают разрешение. Сей документ обратно привозится в местный департамент минтруда, где заверяется список ввозимых лиц. И только после всего этого иностранным рабочим открывается дорога в нашу страну. Причем, если вдруг списки окажутся незаверенными, то и разрешение считается недействительным. Получается волокиты выше крыши. Это не устраивает не только иностранцев, которым нужно разрываться между Астаной и Уральском, не говоря о третьих странах, где все это время в ожидании прибывают сами ввозимые рабочие. Это не удобно и отечественным чиновникам, которым очень сложно состыковать действия друг друга и даже найти общий язык между собой. Во всем этом деле задействовано и министерство иностранных дел, которое дает деловую визу на несколько сотен иностранных рабочих. Департамент минтруда обнаружив сей факт, пишет предписания, которые выполняются в течение 1-1,5 месяцев.
Ситуация, которая готова выйти из контроля, ставилась и перед правительством Казахстана. В прошлом году Касымжомарт Токаев во время визита на Карачаганак в качестве премьер-министра страны, пообещал, что вопрос этот будет решен в ближайшие дни и он не допустит чехарды в государственных органах страны. Предполагалось, что вопросом выдачи разрешении на ввоз иностранной рабочей силы на Карачаганак, будет заниматься Западно-Казахстанский департамент министерства труда и социальной защиты населения. «В таком случае и контроля было бы больше», — замечает начальник департамента минтруда Бекбулат Нуржанов. Как это ни парадоксально звучит, на сегодня департамент минтруда не имеет права налагать штрафные санкции на иностранные фирмы за незаконный ввоз иностранной рабсилы без разрешения своего вышестоящего руководства. Впрочем, это определено в административном кодексе страны и ничего с этим не поделаешь.
Прошел ровно год с момента визита К.Токаева на Карачаганак и его обещания по разрешению ситуации. Однако воз и ныне там, ничего с того времени не изменилось, кроме того, что сам г-н Токаев перешел на руководящую должность МИДа, занимающегося выдачей деловой визы для иностранных рабочих. Ведь по большому счету МИД, получается, разлагает дисциплину.
У иностранных компании есть собственное мнение на этот счет. Более того, как отметил в интервью Караван.kz, директор Карачаганакского проекта, руководитель консорциума ССС-Сайпем Димитри Экономидис, данный вопрос является единственной неразрешимой проблемой консорциума ССС-Сайпем на уровне правительства Казахстана. ССС-Сайпем являющийся генеральным подрядчиком Карачаганакского проекта, занимается строительством трубопровода Карачаганак-Атырау, а также перерабатывающего комплекса на Карачаганакском месторождении. Это архиважный проект не только для ССС-Сайпем, но и для всего Казахстана. Поэтому г-н Экономидис считает, что казахстанское правительство должно «помочь при ввозе иностранной рабочей силы, чтобы можно было вовремя завершить проект». Иностранцы требуют особого внимания к себе со стороны всех государственных органов страны пребывания. «Мы просим помочь нам завезти 30% рабочей силы из-за рубежа и мы не хотим быть связанными по рукам и ногам, в случае, если казахстанское правительство будет принимать новые нормативные акты, изменяющие текущее законодательство», — заявляет Д. Экономидис. Руководство иностранной компании заверяет, что ему было бы удобнее, если бы в Казахстане нашлись необходимые специалисты по высоким технологиям в нефтегазовой отрасли, «мы бы тогда сэкономили деньги»,- заявляют они. Однако из за отсутствия нужного количества таких специалистов в Казахстане они вынуждены завозить их сюда из-за кордона, что доставляет и им множество хлопот. Иностранцы недовольны тем, что наше государство каждый раз обновляет квоту для привлечения иностранных специалистов. Почему бы не утвердить квоту, хотя бы на три года, а не менять его каждые полгода, — вопрошают они. Причем, есть такие специалисты, объем работы которых здесь не превышает 2-х месяцев, но правительство и на них требует получения квоты. Карачаганакская интегрированная организация и консорциум ССС-Сайпем обратились в министерство труда и социальной защиты населения с просьбой решить данную проблему. Однако ответа до сих пор нет.
При этом только в ССС-Сайпем для завершения грандиозной стройки необходимы не меньше двух тысяч иностранных специалистов. Свою неудовлетворенность казахстанскими рабочими в этом отношении, менеджеры консорциума связывают с тем, что наши специалисты в ходе строительно-монтажных и прочих работ руководствуются СНИПами, в то время как иностранные — имеют опыт работы и придерживаются международных стандартов ИСО9000, ИСО2000. ССС-Сайпем уже провел обучение 4,5тысяч казахстанцев по международным стандартам, однако их мало, нужно больше.
На Карачаганаке возникла тупиковая ситуация, которую никак не желают разрешать власти имущие. Местные органы труда не могут соответственно реагировать на нарушения, так как не имеют соответствующей прерогативы. Вышестоящие министерства на эту проблему смотрят сквозь пальцы, где-то даже потакая нарушителям. А иностранные компании, погрязли в нашем бюрократическом болоте. И по примеру казахстанских компаний, ищут окольные пути выхода из кризиса.
Но раз казахстанские власти искусственно создают проблему и не хотят ее разрешать, значит кому-то это очень выгодно. Вот только кому?