Эксперт Института мировой экономики и политики Алия Оразгалиева рассказала о трудоустройстве людей с инвалидностью в Казахстане, передает Сaravan.kz.
По словам эксперта, на сегодняшний день в Казахстане 707 тыс. человек имеют ту или иную группу инвалидности, из них 60,7% трудоспособного возраста, но только 23,2% заняты на рынке труда, по некоторым данным до 30%.
Оразгалиева привела обзор ОЭСР, согласно которому низкий уровень трудоустройства людей с инвалидностью в стране связан со следующими факторами:
- более низкий уровень образования среди людей, имеющих инвалидность (по различным данным только около 11% имеют высшее образование);
- неэффективная подготовка студентов на базе среднего и технического образования по устаревшим и неконкурентоспособным программам;
- недостаточная поддержка, дискриминация в процессе трудоустройства и отсутствие безбарьерной среды на рабочих местах.
— Эти факторы приводят к тому, что трудоспособный человек с инвалидностью остается в стороне от рынка труда и полноценной социальной жизни. Как следствие это ведет к вынужденным иждивенческим настроениям, «выученной беспомощности», и как результат к бедности. Подобная ситуация невыгодна ни государству, ни самому человеку с инвалидностью. Для государства всегда выгоднее иметь хорошо образованного, самостоятельного налогоплательщика с высокой покупательной способностью, а человеку с инвалидностью – финансовую независимость, возможность самостоятельно принимать решения и развиваться, — считает Оразгалиева.
Эксперт утверждает, что можно наблюдать достаточно примеров успешных и самостоятельных казахстанцев, у которых есть инвалидность, и которые реализовали себя в блогинге, общественной, академической, политической, и спортивной жизни страны. Однако это исключение, чем правило. Оразгалиева сообщила, что в основном людей с инвалидностью характеризует значительная степень иждивенческих настроений, вызванных как внутренними, так и внешними обстоятельствами. Поэтому, по её мнению, снижение иждивенческих настроений напрямую связано с развитием инклюзии в обществе.
Инклюзия предполагает включение в активную жизнь социума людей с инвалидностью.
— Развитие инклюзии возможно при комплексном подходе, который включает нормативно-правовое, финансово-экономическое, научно-методическое обеспечение процесса создания дружелюбной и безбарьерной среды начиная с раннего возраста. В первую очередь, безбарьерная среда необходима в общественных местах для повышения мобильности, а также в сфере образования, что предполагает обеспечение не только физической доступности, но и организационно-методических практик инклюзии, — сообщил эксперт.
В Казахстане на данный момент реализуется Национальный план до 2025 года, который предполагает включение лиц с инвалидностью в социально-экономическую жизнь страны через развитие их экономической самостоятельности и качественной занятости.
В рамках реализации данной политики эксперт отметил программу «Дорожная карта занятости 2020», которая показала эффективность обучения 48% (завершили обучение), и 42% эффективной занятости (трудоустроились после завершения программы). А также программу «Цифровой Казахстан», которая показывает хорошую результативность по обучению всех категорий граждан цифровым навыкам и имеет квоты для людей с инвалидностью. Тем не менее, по мнению участников данных программ, для повышения вовлеченности людей с инвалидностью в подобные программы необходимо внедрять практики инклюзивного образования в учебных заведениях, которых не хватает на сегодняшний день.
— В условиях только развивающейся инклюзии и безбарьерной среды, одним из эффективных способов расширения возможностей в области образования и трудоустройства для значительной части трудоспособных казахстанцев с инвалидностью могут стать краткосрочные онлайн курсы, а также дистанционное высшее образование по цифровым направлениям: интернет-маркетинг, веб-дизайн, программирование и разработка мобильных приложений и другие цифровые навыки, которые требуют минимального обеспечения безбарьерной среды. К тому же эффективность занятости по цифровым программам показывает 60% (трудоустроились после завершения обучения), это почти на 20% больше, чем по нецифровым программам. Этому может способствовать возможность «удаленной работы», а также более дружелюбное и лояльно настроенное IT-сообщество и другие онлайн-сообщества, — считает Оразгалиева.
Согласно исследованию, проведенному в Казахстане среди людей с инвалидностью, которые трудоустроились после обучения на аналогичных курсах, был определен ряд сложностей при трудоустройстве. Среди них наиболее часто упоминаемые – это предвзятое отношение работодателей; высокая конкуренция с соискателями, не имеющими инвалидность; сложности оформления трудовых отношений; недостаточно оборудованное рабочее место; сложности в адаптации к новому коллективу.
— Так, помимо юридических и технических тонкостей оформления рабочего места и документов, одной из ключевых сложностей трудоустройства является отношение окружающих к людям с инвалидностью. Немаловажную роль в создании дружелюбной среды является формирование общественного мнения поддерживающее инклюзивность и толерантное отношение общества к людям с инвалидностью. Таким образом, создание дружелюбной и безбарьерной среды через внедрение инклюзивных практик является весомым фактором снижения иждивенческих настроений, а также прямым путем формирования в обществе духа солидарности, взаимоуважения и равенства прав для каждого гражданина, — заключила Оразгалиева.