Индустриально-инновационный путь развития РК - миф или реальность? - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+24 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Индустриально-инновационный путь развития РК - миф или реальность?

Индустриально-инновационный путь развития РК - миф или реальность?

Окончание.

  • 25 Января 2007
  • 2286
Фото - Caravan.kz

Начало см. тут.
Караганда — центр индустриально — инновационного развития Казахстана
Для развития отрасли ПППО необходим промышленный и торговый центр, который бы нес всю ответственность за реальность его развития.
Он должен находиться в центре степного края, иметь автомобильные железнодорожные, авиационные и телекоммуникации, достаточное кол-во водных ресурсов, энергоснабжение, иметь достаточный промышленный, образовательный, научный и кадровый потенциал, а также он должен быть ограничен и территориально, всем этим условиям отвечает город Караганда.
Необходимо разместить в нем и городах-спутниках предприятия секторов: машиностроения, химии, кожевенно-меховой, камвольно — суконный, секторы образования, науки и торговли.
Проект по созданию отрасли ПППО обеспечит по существующему поголовью овец в Казахстане рабочие места в кол-ве 150.000 при полном освоении проекта.
Объем выпуска продукции составит 1.500 млн. $ в год.
На выполнение ТЭО проекта по созданию отрасли ПППО необходимо создание профессиональных групп и финансирование в размере 1 млн.$ и срок исполнения — в 10 месяцев (для сравнения — это стоимость 4 элитных квартир в Астане).
Для создания промышленных предприятий секторов ПППО необходимы денежные средства в сумме 450 млн. $.
Кол-во необходимых оборотных средств в год составит 500 млн. $. Период освоения средств на строительство объектов отрасли ПППО — до 3 лет.
Проект должен осваиваться и внедряться поэтапно с соблюдением наличия рынка сбыта, отлаживания систем взаимоотношений субъектов и прокрутке оборудования.
Создание предприятий отрасли должно производиться за счет государственных средств. После создания предприятия оно передается инвестору-производственнику на льготных условиях, который выбирается на конкурсной основе, уже на стадии проекта. Инвесторы могут быть как отечественные, так и зарубежные.
Исполнять строительный проект будут представители, выигравшие тендер под контролем будущего инвестора — производственника.
Именно такие условия направят активную часть предпринимателей в новый бизнес.
По нашему предложению в Караганде необходимо создание 30 средних и тысячи мелких предприятий тяжелой и легкой индустрии в сфере машиностроения, химии, переработки кожевенного сырья и шерсти, производстве изделий из них. Общей численностью работающих — в 70 000 человек.
Потребуется открытие учебных заведений по подготовке кадров для отрасли ПППО различного уровня образования и квалификации. В последующем возможно увеличение объемов и количества предприятий отрасли ПППО в 4 раза.
Дополнительно поясню, немаловажный психологический фактор, который убеждает в целесообразности размещения центра отрасли ПППО в Караганде, заключается в следующем: этот регион расположен в центре степи, где климатические условия и уровень плодородия земель не позволяют успешно вести земледелие, но он выгоден для ведения степного животноводства.
В Караганде сработает принцип «сожженных мостов», т.к. не будет других источников дохода у горожан, кроме переработки продукции степного животноводства, это будет дополнительным психологическим импульсом для успешного развития отрасли ПППО. Пример: Япония, небольшая по территории страна, бедная природными ресурсами, ограниченная морем, вынуждена была, чтобы выжить надеяться только на собственный интеллект, что позволило создать чудеса индустрии.
Город Касторья в Греции, также расположен на каменистом берегу озера, где нет плодородных почв для земледелия, что подтолкнуло создать в этом южном регионе шедевр меховой отрасли, продукция которой экспортируется во многие страны мира.
При организации секторов учитывались факторы, необходимые для успешной жизнедеятельности перерабатывающих предприятий отрасли ПППО в рыночной среде, а именно: виды выпускаемой продукции и услуг, степень переработки продукции, количество и размеры предприятий, объемы выпускаемой ими продукции, численность работающих, дислокация по территории, форма кооперирования данных предприятий между собой в работоспособные структуры (отрасль, сектор, кластер, технопарк, бизнес-инкубатор). Нельзя сравнить предлагаемые нами структуры производства с теми, что были сформированы до «перестройки». Так как в СССР процветали такие системы предприятий, производящие товары, которые могли работать в условиях, где существовал товарный дефицит. Но в рынке, где изобилие — им нет будущего.
Торговля — двигатель прогресса
Как любая семья разрушается, если не организуют быт, так любое бизнес-производство разрушается, если не найдет сбыта. Поэтому в проекте уделяется значительное внимание торговому сектору. Одним из основных товаров отрасли ПППО является мясо. Это ликвидный по назначению товар, так как он входит в рацион обязательного потребления человеком.
Мясо овец привлекательно по качеству для всего населения республики. Есть крупные потребители мяса — бюджетные организации (армия, образование, здравоохранение, пенитенциарные учреждения и т.д.), национальные компании, (рабочие столовые), дошкольные учреждения и т.д.
Они практикуют закуп мяса для собственных нужд на условиях тендера, где важным составляющим является цена. Для них привлекательна говядина, так как выход мяса больше, свинина часто не подходит по религиозным параметрам, мясо птицы — в связи с отсутствием ассортимента, а баранина не проходит по ценовому параметру, так как выход на единицу веса меньше.
Но говядину выгоднее выращивать в лесной полосе, а не в степной зоне, и значит эта продукция конкурентнее из-за рубежа. Поэтому отечественные потребители окажутся перед проблемой по обеспечению населения отечественными мясопродуктами. А это фактор продуктовой безопасности страны. Поэтому для бюджетных организаций необходимо законодательно добавить в рацион питания кроме наименования мяса, еще и ассортимент.
Пример: норма потребления мяса в ассортименте: 50 % — баранины, 40 % — говядины, 10 % — конины. Что на стадии формирования проекта обеспечит сбыт продукции предприятий входящих в национальный проект, сделает работу их успешной, ритмичной, позволит улучшить качество, снизить себестоимость и позволит быть в ближайшем будущем конкурентоспособным на внутреннем рынке и в последующем обеспечит выход на мировой рынок с мясопродукцией степного животноводства.
Пример формирования потребительского спроса: в недавнем советском прошлом в ассортименте питания бюджетных организаций (армии, колоний, больниц и т.д.) присутствовала свинина, как выгодная с экономических позиций, но по нравственным условиям у нас в Республике уже не приемлемо повсеместное потребление данного продукта.
Это пример потребительских и конкурентных свойств товара в зависимости от менталитета населения.
Добавлю: в СССР мясо овец, выращенных в Казахстане на подножном корму, было самое дешевое, ниже, чем стоимость мяса курицы. И сейчас баранина в Казахстане дешевле, чем в странах Европы, Азии и даже Китая.
При существующем поголовье овец в республике, предприятия отрасли ПППО в состоянии выпускать в год 500 000 изделий из кожи и меха, шерсти различных моделей на разные сезоны, это при потребности население Казахстана в 4 млн. изделий.
Один из массовых потребителей — снова бюджетные организации (армия, силовые структуры и т.д.).
На первых порах необходим приоритет приобретений данной продукции у предприятий отрасли ПППО. Загрузка предприятий по госзаказам создает условия для ритмичной работы, повышение качества и снижение себестоимости. Развитие предприятий, объем выпуска, перечень потребителей и количество предприятий отрасли создается в проекте с учетом развития отрасли в условиях внутренней конкуренции с плавным, поэтапным выходом в свободную конкурентную среду в течение 5-10 лет на рынки Казахстана и зарубежных стран.
Основная часть продукции из меха и кожи, шерсти востребована у населения Казахстана в силу климатических и эстетических условий. Предложенное нами формирование отрасли с секторами, льготами и преференциями позволит отвоевать свою долю отечественного рынка у турецких и китайских производителей, а в последующем войти на рынки соседей: России, Китая и др. стран мира.
Машиностроительные заводы и химические предприятия займут ниши в обеспечении станками, механизмами, запчастями, холодильниками и т.д., и химическими материалами для предприятий отрасли — первоначально на уровне сборки, изготовления нестандартных механизмов, оснастки.
В последующем, используя финансовые, законодательные, политические преференции, окрепнув, будут в состоянии выпускать более сложные механизмы для внутреннего и внешнего рынка.
Ранее у нас существовали заводы по выпуску машин и механизмов для отрасли ПППО в городах Алматы, Тараз, Шу, Тургень, Уштобе, Актюбинск, Семей и т.д. Успешность сбыта машиностроительной техники и химической продукции заключается первоначально в ориентации ее на отечественные предприятия, с учетом более полного удовлетворения спроса и требования потребителей по качеству, цена снизится за счет транспортных расходов, а качество продукции будет также конкурентноспособно, т.к. в Карагандинском регионе сконцентрирован мощный интеллектуальный кадровый потенциал, с техническим менталитетом.
Отрасль ПППО работает в специфических климатических условиях, где много «узких мест», которые необходимо механизировать, что способствует более успешной деятельности отечественных машиностроительных заводов сектора ПППО.
Химические материалы — это вообще наша стезя, т.к. в Казахстане развиты химико-металлургические комбинаты. Поэтому мы в состоянии выпускать конкурентоспособные химматериалы, необходимые для отрасли ПППО: минеральные и органические кислоты, различные хромовые соединения, моющие и обезжиривающие средства, кормо — и биодобавки и т.д., порядка сотни наименований.
Т.е. по всем видам продукции, с учетом исполнения вышеперечисленных условий, гарантирован сбыт всей продукции отрасли ПППО с последующим выходом ее на международные рынки.
В сфере средне-профессионального, средне-специального и высшего образования за счет государства сейчас идет подготовка кадров технических специальностей, для направлений, на которые нет спроса, делая затраты бюджета неоправданными, а выпускников без будущей работы и, соответственно, с низким уровнем знаний.
В Караганде учебные заведения можно будет перепрофилировать с учетом потребности отрасли, ее возрождения и развития. Инновационная деятельность также будет востребована возрождающейся отраслью, и станет мощным полигоном для научно-технического творчества граждан.
Торговля, используя требования, предъявляемые товарам народного потребления и технического назначения, продуктам питания, должна вести работу по совершенствованию старых и созданию новых видов товаров, продвигать их на внутренних и внешних рынках, используя все конкурентные преимущества, предъявляемые в рамках проекта.
Пример успешного продвижения нового товара в Австралии: правительство этой страны совместно с Ассоциацией Индустрии Кенгуру разработало проект с финансированием за счет федерального правительственного фонда тренировочной программы, которая позволит создать репутацию производимой в Австралии кожи кенгуру, как высококачественного материала, что в свою очередь увеличит спрос на эту продукцию в мире.
Богатство недр — народу Казахстана!
Кроме технико-экономических выгод, проект несет с собой и моральные. Принятие его (проекта) даст ответ на вопрос, возможна ли жизнь в степи без сырьевых ресурсов.
Если нет, то напрашивается вывод, что, кроме казахов, здесь никто и не мог жить, а значит, мы здесь находились невольно, и не надо было нашим предкам защищать степь и вся история степняков, их борьба за свою землю — это экономически необоснованные действия.
Если так, то нужен национальный проект по отселению людей из степи, пока есть свободные незанятые места в лесных и предгорных плодородных местностях республики, и ее не заняли народы с земледельческим менталитетом.
Сейчас аулы кормят горняков, металлургов, шахтеров, нефтяников, получая за это подачки, а завтра им и вовсе некуда будет податься из степи.
А если национальный проект отрасли ПППО заработает, то мы докажем, что степь была для нашего народа землей желанной, кормилицей, источником сверхдоходного бизнеса — производства продукции степного животноводства. Которое давало экономическую, военно-политическую, морально-нравственную силу нашим предкам, и их достойно воспринимали на просторах Евразии до XVIII.
При научно-техническом прогрессе мы, казахи, сразу не внедрили индустриально-инновационную программу развития перерабатывающих предприятий, источником сырья, которых должно было стать степное животноводство, и … оказались на задворках технической цивилизации.
Пример — Австралия, где сходные с Казахстаном условия использовали для процветания страны.
Воплощение Национального Казахстанского проекта по созданию отрасли ПППО позволит вновь заявить миру о высокоинтеллектуальном высокодоходном производстве в индустрии по переработке продукции степного животноводства: кожи, меха, шерсти, мяса, а также машин и механизмов, продукции химии с маркой «Сделано в Казахстане». Потребность в товарах отрасли ПППО будет всегда. Нельзя сдавать позиции в мировом разделении труда. Чем мы хуже Австралии, Новой Зеландии и других стран?
Все, что предложено в создании и развитии отрасли ПППО, в перспективе имеет возможность увеличения параметров проекта в 4 раза, позволит дополнительное вовлечение в проект перерабатывающей отрасли продукции коневодства и верблюдоводства, и позволит довести численность рабочих мест до 600 000 человек.
Есть и еще предложение: все объекты отраслей переработки секторов машиностроения, химии, кожевенно-меховых, камвольно-суконных, мясо — переработки создать за счет средств государства, полученных от продажи сырьевых ресурсов.
Созданные объекты акционировать, а акции распределить между всеми казахстанцами. То есть каждого гражданина сделать собственником данной отрасли, с последующими вытекающими нравственными и материальными выгодами. Этим действием мы справедливо распределим средства, полученные от разработки национальных богатств, которые принадлежат всему народу Казахстана.
Средства на развитие отрасли привлечь из Национального фонда и из фондов развития Казахстана: Банка развития, Инвестиционного и Инновационного фондов, Центра инжиниринга и трансферта технологии и т.д.
В чьих руках судьба проекта?
У данного проекта, я ожидаю, будет много скептиков — и это не удивительно. Особенно из людей воспитанных и образованных в советское время, когда Казахстан был востребован и включен в народное хозяйство Советской страны как сырьевой придаток.
Взращены кадры с менталитетом, ориентированным на тяжелую индустрию: металлурги, горняки, железнодорожники, энергетики, которые необходимы для развития сырьевой отрасли.
И я не исключение, так как сам потомственный металлург (родился в семье металлурга) и понимаю, как сложно изменить взгляд на реальность экономического развития Казахстана в перерабатывающих отраслях степного животноводства.
Но это и есть инновационный подход! Мною в период 1996-2002 года за счет собственных средств создан проект отрасли ПППО, проведена информационно-пропагандистская работа между участниками.
Проект внедрен в практику на условиях полупромышленного выпуска продукции (кожи, меха, шерсти, оборудования), которая успешно выставлялась на Республиканских и Международных выставках. Всё это доказало жизнеспособность идей и уже возможное масштабное воплощение в промышленном, массовом варианте, на государственном уровне.
Данный проект способно воплотить в жизнь только государство, и поэтому решение по нему будут принимать госчиновники, которые, по взглядам на экономическое развитие, представляются мною двумя группами.
Первая тяжеловесы и по возрасту, и по страницам биографии. Это в прошлом производственные и партийные руководители Советской страны. Так называемые «красные директора». Они имеют огромный производственный и организаторский опыт работы в советской системе народного хозяйства, полученный на успешно работающих гигантах индустрии: тяжелой и легкой промышленности, а также в крупных сельхозформированиях. Данные структуры созидали и приумножали материальные активы страны. Эти кадры прониклись смыслом экономики, что товар и его производство первично, а деньги вторичны, т.е. являются следствием успешной производственной деятельности.
Вторая группа госслужащих — это легковесы-экономисты и по возрасту, и по биографии. У них отсутствует производственный опыт, т.к. уже нет перерабатывающих предприятий, но есть современное экономическое образование, полученное по методикам ученых из стран — флагманов капиталистического хозяйства (США и др.).
Мышление у них «американское», т.е. глобальный мир и мировое разделение труда. В нем есть лидеры — США, страны Европы, Япония, и мы — сырьевой придаток. Экономику они рассматривают через призму — деньги, прибыль любой ценой, хоть из воздуха, лишь бы законно.
Для них деньги — это универсальный товар, когда можно не создавать производства, не производить товары, а лучше производить деньги.
За полученными деньгами они не видят производственного товарного эквивалент. Т.к. при глобализации мировой экономики полученные деньги стали оторванными от реально произведенного товара (торговые операции, игры на фондовых биржах и т.д.), что для советских производственников было незнакомо.
Данная категория людей видит за успешностью или прибыльностью предприятий только деньги, баланс, прибыль, но не видит за ним социальных и политических результатов. А это — рабочие места для граждан нашей страны, судьбы людей, благосостояние семей. Экономическая жизнь по их методике — мир виртуальных денег. Хотя по теории: количество денег должно соответствовать количеству произведенного товара.
И эти люди принимают решения, исходя из своих понятий. Первая категория ратует и болеет всей душой за производство, но не знает как его вести в рыночном обществе, не способна отойти от догм советской системы построения народного хозяйства, не может понять, что прежние советские перерабатывающие предприятия Казахстана не жизнеспособны ни по размерам производства, ни по месту дислокации, ни по видам продукции, ни по качеству.
В Казахстане их создавали из социально-политических соображений, поэтому сравнивать предложенный проект отрасли ПППО с прежними советскими предприятиями нельзя.
А вторая категория чиновников преклоняется перед западными идеологами экономики, которые манипулируют бизнес-планами, рассчитанными на получение результатов в период от 1 года до 3-х лет. Они не видят перспективы получения денег от перерабатывающих казахстанских предприятий, так как это проект на более длительный период.
С таким подходом получается, что только 5 % от всего населения Республики будут иметь устойчивую работу, а именно, занятые в сырьевых отраслях. Но как быть сельским жителям, которых 44 % граждан, и населению малых городов и поселков, не имеющих постоянной работы?
Поэтому принятие Проекта будет проверкой таких людей на гражданскую позицию. Ведь роль правительства — создание условий, чтобы все граждане страны имели достойную работу и высокие доходы, а само оно должно финансироваться от результатов их деятельности. Для этого надо принимать решения в пользу национальных проектов, лоббировать отечественное производство, рисковать, создавать и развивать.
К слову, для размышления, на процветающих сырьевых предприятиях Казахстана быстрые и высокие финансовые результаты обосновываются тем, что инвесторы получили их в комплексе и за бесценок: рудники, фабрики, заводы, электростанции, железные дороги, города, кадры, которые созданы на необжитых территориях в результате десятилетних трудов наших отцов. А вот новые месторождения они уже не в состоянии быстро найти, освоить и окупить. Поэтому здесь финансовые результаты появятся не сразу, да и появятся ли вообще?
Создание отрасли по производству и переработке продукции овцеводства сделает индустриально-инновационный путь развития Казахстана реальностью и позволит воплотить в жизнь революционное Послание Президента с идеей вхождения нашей республики в число 50 наиболее развитых стран мира. Это позволит каждому казахстанцу достойно жить в XXI веке и гордиться своей страной!
С созданием отрасли ПППО появится возможность у нашей экономики активно развиваться в сфере, не связанной с разработкой невосполнимых запасов полезных ископаемых, что даст нашему обществу рабочие места, устойчивый бизнес, высокие доходы, высокую степень социальной защиты, достойное признание в мире.

Приглашаю всех, кого интересуют те же проблемы, к их обсуждению.
Мой e-mail: nurmonolit@mail.ru, Нуркасым Абуев
Адрес: г. Балхаш, ул. Уалиханова, 7/1; тел. (831036) 4-12-08, факс: 4-89-60.