Главное – красиво доложить?
Как докладывают в столичном управлении туризма и спорта, в 2014 году Астану посетили примерно 600 тысяч человек. По линии внутреннего туризма в Астане побывало 440,9 тысячи человек. А вот иностранных гостей на порядок меньше – 145,5 тысячи человек. Вроде бы неплохо. Но какое вообще это имеет отношение к общепринятому восприятию слова “туризм”? Этот вопрос возникает уже хотя бы потому, что из аж 297 турфирм, работающих в столице, подавляющее большинство занимается выездным туризмом, то есть организацией отдыха наших сограждан за пределами Казахстана. Как правило, эта организация ограничивается приобретением авиабилетов, бронированием отелей и т. д.
На что еще опираются утверждения о том, что туристический поток в Астану, мол, растет и растет. Например, заявляется, что по линии въездного туризма отмечается увеличение количества посетителей с 105,9 тысячи в 2011 году до 145,5 тысячи человек в 2014-м. Но, опять же: разве это туризм? В страну въезжают в основном по деловой визе, нежели чисто туристической. С трансферами до отеля и предоставлением услуг переводчика, арендой автомобиля и так далее. То есть иностранцы в Астану едут дела делать, туризмом же они предпочитают заниматься совсем в других странах.
Отчеты и реальность
То же самое можно сказать и глядя на данные по так называемому внутреннем туризму – из различных регионов страны в 2011 году в Астану приехало 373,5 тысячи человек в 2011 году против 440,9 тысячи в 2014-м. Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять – люди из разных мест Казахстана едут в столицу не туризмом заниматься. Их интересуют расположенные здесь министерства и ведомства, офисы национальных компаний и крупных холдингов, учебные заведения и объекты здравоохранения.
– Анализ въездного туризма в Астане показывает, что пока нам особо нечем привлечь большое количество людей, кроме как организуя деловые форумы и конференции, – рассказывает директор известной в столице туристической фирмы Ануар АКТАЕВА. – В целом же туристическая инфраструктура слабо представлена в столице, поскольку это больше чиновничий город. Почти 90 процентов турфирм в Астане занимаются исключительно отправкой наших граждан за границу.
Что отпугивает иностранцев?
Среди обилия проблем, тормозящих развитие туриндустрии в Астане, по-прежнему, например, остаются весьма трудоемкий процесс получения визы, даже для самых развитых стран, и явная нехватка авиамаршрутов как внутри страны, так и за ее пределами. Показательным в этом плане стал наш диалог с гостем Казахстана, прилетевшим в Астану из Бельгии:
– В Астане лишь немногие говорят на английском. В моей гостинице нет нормального Wi-Fi.
Действительно, слабый Интернет и проблемы с телефонной связью отмечают многие иностранцы. Дорогие рестораны и отели со слабым сервисом также стоит определить как области, требующие скорейшего улучшения.
– Ваши таксисты никогда не дают сдачи, при этом цены за проезд грабительские, – добавил гость из Бельгии.
В общем, вот такой у нас туризм со столичным лицом. Вернее – иллюзия туризма.