В региональной программе, рассчитанной до 2030 года, рубежным показателем значится цифра: 10 тысяч тонн – столько форели, рипуса, осетра и других видов рыбы на востоке планируют получить интенсивным способом, или в искусственных условиях. Речь идет о расширении 2 действующих садковых хозяйств и создании еще 7 новых. Кроме того, предполагается нарастить мощность 8 прудовых хозяйств и плюс освоить новые.
Фишка – выращивание лососевых. Опыт уже наработан: в 2020-м местные хозяйства получили в садках примерно 320 тонн форели. Именно в садках, поскольку на Иртыше, перегороженном каскадом ГЭС, развивать рыбное хозяйство традиционным способом сложно. Рыбка не может подняться вверх по течению на нерест, а если спускается, то гибнет при сбросе воды с агрегатов ГЭС. В садковых хозяйствах – своего рода речных фермах – условия максимально приближены к естественным. Река не теплая, не холодная – в самый раз, корма ни много ни мало – по научно рассчитанному рациону.
– В основном аквакультура экономически себя оправдывает, – пояснили в областном филиале НИИ рыбного хозяйства. – Главный ресурс в этом бизнесе – вода. Иртыш дает его практически даром и в неограниченном количестве.
Вместе с тем региональной программой предусмотрен также ежегодный рост объемов по зарыблению Зайсан-Иртышского бассейна, чтобы стабилизировать традиционный промысел. Весь расчет на Бухтарминское нерестово-выростное хозяйство, действующее с 1964 года в устье реки Курчум. В лучшие времена этот гигантский рыбопитомник из 56 прудов и 3 тысяч дамб мог только карповых пород выдавать в сезон до 12 миллионов мальков. Сейчас здесь мечтают вернуться к былым объемам. Для этого разработали проект модернизации бассейнов и системы водоснабжения стоимостью 1,2 миллиарда тенге. Пока из всей огромной системы заселено 4 пруда: в двух подрастают мальки, по одному отданы под маточное и ремонтное поголовье.
– Второй год мы выпускаем в пруды примерно 22 миллиона личинок карпа, – рассказал исполнительный директор БНВХ, руководитель региональной ассоциации рыбных хозяйств Сымбат АНУАРБЕКОВ. – Когда они немного подрастают, их транспортируют в мальковые пруды. При достижении мальками веса 5 граммов их переселяют в выростные пруды. Осенью – это уже 15−25-граммовые сеголетки длиной 15–20 сантиметров. Можно проводить зарыбление.
За последние годы нерестово-выростное хозяйство восстановило маточное стадо по сазану и белому амуру, получило мальков щуки и карася. В целом – примерно 4 миллиона мальков в год. С учетом материала, закупаемого в других питомниках, объемы зарыбления Зайсан-Иртышского бассейна сазаном, рипусом, пелядью, белым амуром удвоились. Как результат – значительное увеличение лимита промыслового лова с 6,5 тысячи до 10,2 тысячи тонн.
Правда, по мнению науки, и этого мало. Специалисты предлагают промысловикам и гидроэнергетикам интенсифицировать процесс, пополняя “голубые” запасы рыбками-двухлетками.
В соответствии с рекомендациями ВОЗ, в здоровый рацион взрослого человека должно входить 14 килограммов морепродуктов в год. В Казахстане этот показатель составляет 4 килограмма. Как отметил глава ассоциации, пока львиная доля ценных видов рыбы уходит за рубеж. Чтобы насытить внутренний рынок, нужно модернизировать производственную базу, в том числе обновить пруды, шлюзы, каналы. Электрифицировать хозяйства, чтобы перейти на автоматизированные кормораздатчики и аэраторы. Обновить тяжелую технику и плавсредства.
– Всё это возможно при условии государственного субсидирования, – подчеркнул исполнительный директор. – Кроме того, мы нуждаемся в своем участке на Бухтарминском водохранилище. Он необходим, чтобы вылавливать рыбу для получения материала гипофиза. Без этого невозможно качественно провести работы по искусственному воспроизводству посадочного материала.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК