Фискальный “сюрприз” Налогового комитета?
Как-то это подозрительно выглядит после двух легализаций имущества и девальвации тенге 2009 года. Тем более несколько лет назад Налоговый комитет торжественно рапортовал о новой компьютерной базе данных, на которую угроханы миллиарды бюджетных денег. И вот, здравствуйте: теперь, оказывается, нужно сверить свои базы с базами банков, которые должны предоставить данные о своих клиентах. Причем много чего требуется указать: фамилию, имя, отчество клиента, дату его рождения, РНН, ИИН, номер и серию удостоверения личности. Фискалы также затребовали данные о том, “каким местом” физическое лицо является клиентом банка (держит ли депозит, или получает зарплату или пенсию на карточный счет, или отправляет денежные переводы…).
Преподносится все это под благовидным предлогом: мол, Налоговому комитету необходимо сравнить свои данные с данными банков, и если они совпадут, то фискалы внесут информацию о тех ИИНах – индивидуальных идентификационных номерах, которых нет в их собственной базе. Так и хочется спросить у председателя Налогового комитета Ергожина: “Даулет Едилович, скажите честно, зачем вам вся эта информация? Неужто нельзя было взять эти данные в Минюсте?”
Людские тревоги: а как же банковская тайна?
Как только информация появилась в СМИ, в редакцию “Каравана” тут же позвонили несколько человек. Они были возмущены инициативой Налогового комитета:
– У нас что, о банковской тайне можно забыть? – спросил один читатель. – Насколько я знаю, затребовать данные можно только по требованию суда, если человек замешан в уголовном деле. А где гарантия, что база налоговиков не попадет в руки преступников?
Впрочем, мы и сами помним, как за 500 тенге покупали на барахолке базу данных Комитета дорожной полиции и центра недвижимости. Очень любопытная информация для людей, нечистых на руку! Но даже это практически ничто по сравнению с лакомым куском информации, которую можно почерпнуть из базы данных Налогового комитета!
Когда мы обратились за комментарием к главе Нацбанка Григорию МАРЧЕНКО, он сослался на то, что не в курсе, о каком требовании Налогового комитета идет речь, хотя и предположил, что об ИИНах… Между тем, отвечая на вопрос, какая у него заработная плата, лишь посетовал, что она у него маленькая и это его очень удручает…
Ответ банков: “Нас обязал Нацбанк”!
Долго тянули с ответом и банки, в которые мы направили свои запросы. Сотрудник одного из них на вопрос о том, не потеряют ли банки окончательно и без того пошатнувшееся доверие населения, очень долго объяснял, что, согласно статье 50 “О банках и банковской деятельности”, есть понятие о банковской тайне… и нарушать его они, мол, не намерены. Но чем, как говорится, Налоговый комитет не шутит… Ведь уже появилась информация, что банки с участием государства не имели права отказаться. Еще в одном банке нам объяснили, что не могут обсудить эту меру госоргана, поскольку сами – “наполовину государственные”…
Другие, сославшись на занятость и праздничные дни, просто отмолчались. Лишь два банка прислали письменный ответ. Из содержания ответа Каспи банка стало ясно: банки помнят о банковской тайне, да вот Нацбанк их почему-то все же обязывает ее нарушать:
“Действительно, Налоговый комитет Министерства финансов инициировал предоставление ему банками второго уровня информации по клиентам, что связано с переходом на использование идентификационных номеров, для чего обратился за содействием в Национальный банк. В связи с этим Нацбанком было направлено письмо во все банки второго уровня Казахстана с констатацией мнения о целесообразности предоставления базы данных. Однако подобная информация о клиентах отнесена законом к банковской тайне и не подлежит разглашению без письменного разрешения самого клиента. Принимая во внимание тот факт, что Налоговый комитет не входит в определенный в законодательном порядке круг лиц, которым допускается предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, банком было отказано в предоставлении базы данных в Налоговый комитет”.
В Альянс банке позже дали аналогичный ответ: “Учитывая, что основание, на котором Налоговый комитет Министерства финансов запрашивал информацию в рассматриваемом случае, не отнесено законодательством к перечню оснований, при которых может быть раскрыта банковская тайна, банк не счел возможным представить вышеуказанные сведения”.
Мнение финансистов: это странное решение
Выходит, господин Марченко на пресс-конференции попросту сослался на неведение, чтобы не развивать тему? Впрочем, как нам сообщили в одном из банков, самым богатым людям Казахстана беспокоиться незачем: их данные в базу налоговиков вряд ли попадут. Почему? Да потому что хранят они свои деньги далеко за границей! А с нами, выходит, можно любые фокусы проводить?!
Президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор ЯМБАЕВ убежден, что акция Налогового комитета ни к чему хорошему не приведет:
– Во-первых, потому что в банках на депозитах у людей хранятся некриминальные деньги, что там искать? Вряд ли взяточники и бюджетные воры кладут деньги на депозит. К тому же банки как не были ориентированы на реального клиента, так и остаются недоступными для него. Но меня сейчас беспокоит фискальная политика Налогового комитета, лозунг которого можно охарактеризовать так: деньги в бюджет любой ценой, как можно больше и желательно сейчас! При этом ни частные интересы людей, ни банковская тайна их уже не волнуют…
Мы также поинтересовались мнением председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана Серика АХАНОВА, но он в ответ лишь сказал: “Я считаю, это какое-то недоразумение бюрократического, даже технического характера, которое подрывает доверие к банкам, поэтому спрашивать надо у Налогового комитета…”.
Но мы и так не собираемся сидеть сложа руки и требуем назвать имя и фамилию должностного лица, поставившего подпись под документом в Налоговом комитете Министерства финансов. Страна должна знать таких “героев”. Странно, что их “подвиги” не замечает прокуратура.