Играли для Победы - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+24 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Играли для Победы

Играли для Победы

В 1941 году было закончено строительство нового здания Академического театра оперы и балета, в то время оно было самым красивым и большим сооружением Алма-Аты. Здесь в военные годы проходили все культурные мероприятия: концерты, балеты и театральные постановки.

  • 10 Мая 2013
  • 1835
Фото - Caravan.kz

Оперный театр принял всех

В тот период театр осуществил ряд новых постановок – “Запорожец за Дунаем”, “Отелло”, “Мазепа”, “Иван Сусанин” и многие другие. В 1944 году на сцене театра родилась казахская опера “Абай”.

– В годы войны в Алма-Ату эвакуировали много деятелей культуры и искусства со всего Советского Союза. К нам в театр попали такие ведущие артисты, как балерина Галина Уланова, оперный певец Александр Пирогов, – рассказывает народный артист Казахстана, режиссер Театра оперы и балеты Гафиз ЕСИМОВ. – У нас ставились крупнейшие произведения оперы и балета. Благодаря деятелям искусств в 1944 году открылась консерватория.

Выступление народной балерины Галины Улановой запомнили все, кто во время войны находился в Алма-Ате. Она приехала в 1942 году, танцевала на сцене театра в балете “Жизель”, выступала на концертах.

“Было все – и ссоры тоже”

Приезд Улановой в Алма-Ату хорошо помнит 90-летняя Ада ВЕНЗОВСКАЯ. В годы войны она была студенткой медицинского института, а ее отец, генерал Павел Комаров, – членом правительства, отвечавшим в тяжелые годы за расселение артистов в гостинице:

– Все выступления проходили в сегодняшнем ГАТОБе, других мест и не было. Я хорошо помню, как в театре выступали Михаил Жаров, Галина Уланова, Вера Марецкая, – вспоминает Ада Петровна. – На улице Панфилова находилась гостиница, где жили многие артисты. И мы с папой тоже снимали там номер, он находился между номерами Улановой и ее мамы. Я с ними общалась, многие отдыхали у нас на даче. Знаю, что приезжал Шаляпин. Помню выступления и наших артистов: братьев Абдуллиных, Александра Селезнева, Куляш Байсеитовой, Розы Баглановой. На концерты люди ходили с удовольствием. Если были хорошие новости с фронтов, то иногда и танцы устраивали. Молодежь ходила в Театр юного зрителя. В 1940-е годы ТЮЗ реставрировали, я и многие другие студенты принимали в этом участие. Артисты этого театра ставили спектакли для детей, иногда даже выступали в парке. Во дворе ТЮЗа вырыли большую яму для съемок фильма “Иван Грозный”.

Ада Павловна была свидетелем жизни артистов не только на сцене, но и часто видела, как они спорили друг с другом, ссорились:

– Сами понимаете, они из дома приехали в чужой город: у них свои обычаи, у нас свои. Думаете, все так просто было? Нет, конечно.

– Во время войны при театре создавались так называемые агитбригады, которые ехали на фронт и пели нашим воинам, – рассказывает Гафиз Есимов. – Например, Роза Багланова рассказывала, как она пела на танке во время бомбежки… Нет худа без добра, вот и Великая Отечественная война повлияла на профессиональный рост искусства.