Игра в нефтяные крестики-ноликиКак обычно победит тот, кто рисовал клеточки… - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+18 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Игра в нефтяные крестики-нолики<br>Как обычно победит тот, кто рисовал клеточки…

Игра в нефтяные крестики-нолики
Как обычно победит тот, кто рисовал клеточки…

Играть в детскую игру, состоящую всего из четырех крестиков и 8 ноликов, на этот раз придется казахстанским парламентариям, которые на этой неделе начали рассматривать проект бюджетного кодекса на 2004 год.

  • 26 Ноября 2003
  • 1136
Фото - Caravan.kz

Одной и, пожалуй, самой спорной статьей проекта бюджета на будущий год станет внесение изменений в списки компаний — налогоплательщиков в Национальный фонд РК.
Играем по-крупному, в нолики
Согласно проекту бюджета на 2004 год, правительство предлагает из 12 компаний-налогоплательщиков в Национальный фонд РК оставить всего 4. Причины, по которым правительство РК решило освободить сразу 8 компаний от уплаты сверхприбылей в Национальный фонд, с одной стороны экономически обоснованы, с другой — абсолютно абсурдны.
В частности, в проекте бюджета на 2004 год Донской ГОК исключается в соответствии с тем, что он был присоединен по постановлению правительства РК в 2001 году к ТНК «Казхром» и является его филиалом, без образования юридического лица. Между тем, по мнению директора Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутовой, «в 2001 году, когда формировался этот список компаний-плательщиков в Национальный Фонд, Донской ГОК в нем был, и вдруг в 2003 году принимается такое запоздалое решение, это кажется нам сомнительным». Отчасти это простая арифметика — два года компания напрочь забывала о «филиальности» своего положения, а тут вдруг в конце 2003 года прозрела.
Причины исключения ОАО «Казцинк» и ОАО «Казахмыс», по мнению М. Махмутовой, «основаны на том, что поступления планируются на уровне мировых цен, по которым ситуация относительно стабильна в отличие от рынка нефти. В связи с этим сверхплановые поступления в Национальный фонд не планируются».
Ситуация с тремя нефтяными компаниями еще более запутана. Исключение ТОО ТШО объясняется переходом на ускоренный метод амортизации. Таким образом, правительство, по мнению М. Махмутовой, «приняло это, как аргумент и тоже исключило ТШО из списка плательщиков в Национальный фонд».
Неубедительны объяснения правительства касательно компаний ПетроКазахстан и ЗАО «Тургай-Петролиум».
В проекте бюджета на 2004 год разъяснения по этим компаниям основаны на ценах реализации нефти, при которых планируются плановые поступления в бюджет ниже $19 за баррель, поэтому сверхплановые поступления в Национальный фонд не планируются. По мнению эксперта — М. Махмутовой, «этот аргумент тоже не выдерживает серьезной критики. Ничего страшного не произошло бы, если эти компании остались в этом списке, так как это вполне обычное дело, когда цена нефти постоянно меняется».
Единственными невозмутимыми претендентами на роль неплательщиков в Национальный фонд, о которых рассуждать двояко не приходится, остаются компания «Бритиш Петролиум» и норвежский концерн Статойл.
Нефтяные компании попросту продали свои доли в казахстанских СРП и, предполагается, что в следующем году постоянных платежей в бюджет РК не будет.
Нефтедобывающие крестики
Таким образом, в результате чистки списка в рядах послушных налогоплательщиков в Национальный фонд остаются 4 компании — ОАО «Каражанбасмунай», АО «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.» ОАО «Мангистаумунайгаз» и ОАО «Озеньмунайгаз».
Не нам, конечно, судить, но получается так, что данным четырем нефтегазодобывающим компаниям нипочем постоянно колеблющаяся цена на нефть, и видимо, сверхприбыль этих компаний на столько велика, что и состоянии переплюнуть таких нефтяных гигантов как «ПетроКазахстан».
За месяц до внесения на рассмотрение в мажилис РК проекта бюджета на 2004 год, 2 октября 2003 года, на заседании комитета по финансам и бюджету министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов сообщил о том, что с 2004 года будет оптимизирован перечень организаций, являющихся источниками пополнения Национального фонда.
По словам министра, из списка предполагалось исключить организации, экспортирующие цветные металлы. «Мы считаем, что в следующем году роста цен на цветные металлы выше запланированных в индикативном плане не будет, а значит, не будет и сверхплановых поступлений налогов от этих предприятий», — пояснил министр. Он подчеркнул, что предприятия, экспортирующие цветные металлы, будут выплачивать все налоги в республиканский бюджет.
Каким образом в «исключительный» список затесались нефтяные компании — непонятно.
Клеточки руками политиков
Между тем аналитики уже сегодня делают предположения, что в этой откровенной макроэкономике проявилась прочная политика. По мнению М. Махмутовой, «причины исключения из списка 8 компаний налогоплательщиков в Национальный фонд РК скорее политические, нежели экономические».
«В настоящее время мы готовим экспертизу по Бюджетному кодексу, и в ближайшее время она будет представлена парламентариям Казахстана», — сообщила М. Махмутова. Одно из предложений Центра анализа общественных проблем парламенту РК «связанно с повышением прозрачности механизма формирования и использования средств Национального фонда. На наш взгляд, парламент должен иметь право утверждать перечень организаций сырьевого сектора, который готовит и представляет на рассмотрение в парламент правительство. Мы считаем, что парламент должен иметь право утверждать решение по объемам, направлениям и использованиям средств Национального фонда».
Можно смело утверждать, что и тех (экспортирующих цветные металлы) и других (нефтяных) объединяет если даже не политика, то так называемая непрозрачность доходов.
Создание крестиков и ноликов
Идея создания какого-либо нефтяного фонда была высказана в ходе общественных обсуждений в 1997 году, когда директор Агентства по Контролю над стратегическими ресурсами Галымжан Жакиянов предложил создать Бюджет Развития Казахстана (БРК). Подотчетный президенту и управляемый Национальным Банком, Агентством по Контролю над Стратегическими Ресурсами, Агентством Стратегического Планирования и государственной нефтяной компанией (ныне ЗАО НК «КазМунайГаз»), БРК должен был стерилизовать доходы от экспорта нефти, вкладывать их в прибыльные проекты и предоставлять кредиты для развития частного сектора.
В 2000 году, когда цены на нефть повысились до уровня $28 за баррель, возникла проблема использования сверхдоходов компаний, добывающих нефть на территории Казахстана.
Министр финансов Ораз Джандосов, видимо опасаясь, что непредвиденные доходы будут легко истрачены на различные проекты, разработал концепцию создания нефтяного фонда. В июне 2000 года парламенту РК было официально заявлено о том, что правительство работает над законопроектом о создании Национального фонда. Неделю спустя парламент был поставлен перед фактом: было сообщено, что первым вкладом в НФ будет выручка от продажи доли правительства в консорциуме ТенгизШевроил. Менее чем через два месяца указом президента был создан Национальный фонд.
Национальный Фонд Казахстана (НФ) является и стабилизационным, и накопительным фондом. Уставные документы характеризуют миссию НФ не иначе как «стабилизация социально-экономического развития страны, накопление сбережений для будущих поколений и сокращение уязвимости страны от внешних факторов».
Доходы в НФ поступают с налоговых выплат, производимых девятью крупнейшими нефтяными компаниями и тремя крупнейшими рудными компаниями, названными выше. Однако, как указано в уставных документах НФ, правительство может изменить список компаний, производящих выплаты, что мы, собственно, и наблюдаем в настоящее время.
В накопительную часть средств НФ поступает 10 процентов налоговых выплат этих компаний. В ней содержится, по меньшей мере, 75 процентов активов НФ. Дивиденды, поступающие от инвестирования активов Фонда, также накапливаются в этой части его портфеля.
Откуда и куда текут $ нефтяной игры
Утверждать изменения в НФ может только президент РК, парламент может лишь принимать участие в подготовке предложений об органах управления фонда. Парламент получает отчеты о деятельности НФ, не существует правил, конкретизирующих содержание этих отчетов или сроков их представления. Кроме того, у парламента нет полномочий утверждать, отвергать или изменять эти отчеты.
Только президент может предлагать какие-либо расходы из средств НФ. Не существует никаких правил о том, что является допустимыми расходами и каковы ограничения.
Секретность основных документов компаний — плательщиков в НФ еще более усиливает проблему отсутствия прозрачности. Ни одно соглашение о разделе продукции или о совместном предприятии, в которых определена выручка правительства, не является открытым и доступным широким массам, несмотря на то, что ЗАО НК «КазМунайГаз» является партнером нескольких компаний и имеет доли в СП.
В анализе деятельности Национального Фонда, проведенного Всемирным Банком, сказано: «Когда во главе нефтяного фонда стоит чиновник исполнительной власти, решения об использовании доходов фонда становятся политическими».
В свое время глава Нацбанка РК Григорий Марченко высказывал мнение о том, что «заявления о непрозрачности фонда или неясных целях расходования народных денег — чистой воды популизм. Во-первых, не везде деятельность фонда подконтрольна парламенту. Мы взяли за основу норвежскую модель. Там схема точно такая же. Фонд не является юридическим лицом, это счет Министерства финансов Норвегии в Центральном банке. Ежеквартально Центральный банк отчитывается перед Министерством финансов, которое в свою очередь по итогам отчета ЦБ ежеквартально отчитывается перед парламентом. По итогам года публикуется очень подробный отчет, который заверяется внешним аудитором».
В подробности годового отчета о деятельности фонда можно усомниться, так как в нем отражены только общие показатели, рост активов, общая сумма поступлений и другие. Налоговые поступления 12 компаний в отчете просто отсутствуют, опять же по причине неразглашения контрактов. Аудиторское заключение, которое в 2003 году сделала компания Эрнст энд Янг, к годовому отчету не прилагается, как собственно и в прошлые годы существования фонда.
Согласно отчетности фонда, доходность по его активам составляет более 2,5% годовых. В настоящее время в Национальном фонде саккумулировано $2,7 млрд. По расчетам министерства экономики и бюджетного планирования РК, объем аккумулированных в Национальном фонде средств на 1 января 2005 года может составить 583,6 млрд. тенге.
Делаем ставки
Оправдаются ли прогнозы министерства экономики еще не известно. Если посмотреть на предложения правительства РК об исключении из списка 8 компаний из 12 чисто арифметически, то получится, что более 70 % налогоплательщиков, а значит и поступлений в НФ просто исчезнут. Кроме того, 8 крупнейших компаний Казахстана не будут подвергнуты внешнему аудиту, а значит, станут еще более непрозрачными.
В выигрыше в замысловатой игре под названием нефтяные крестики нолики впрочем, как всегда останутся те, кто рисовал клеточки, так как право первого хода предоставляется именно им.