ИГИЛ. Фактор страха - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
ИГИЛ. Фактор страха

ИГИЛ. Фактор страха

В рядах ДАИШ (арабская аббревиатура “Исламского государства Ирака и Леванта”), по последним данным, воюет 250 казахстанцев. Об этом “КАРАВАНУ” сообщил консультант Международной организации по миграции (МОМ) Петр КАЗМЕРКЕВИЧ. На фоне общего показателя выходцев из Центральной Азии в рядах ДАИШ – порядка 1 500 – эта цифра не столь велика. Узбекских боевиков, например, насчитывается 500. Однако текущие данные – не повод для самоуспокоения. Особенно с учетом того, что в деятельности ДАИШ наметился третий этап – дестабилизация дальних мусульманских регионов, где экстремисты намерены создать подконтрольные структуры типа “Имарата Кавказ”.

  • 25 Сентября 2015
  • 4819
Фото - Caravan.kz

Согласно данным Казмеркевича, в Сирии в настоящее время также находится 360 граждан Туркменистана, 190 – Таджикистана и 100 – Киргизии. Показатели численности граждан других стран в разы больше: к примеру, из Туниса завербовано до 3 тысяч боевиков, из Саудовской Аравии – до 2,5 тысячи.

Но после недавних событий в Таджикистане – убийства “мятежного генерала” НАЗАРЗОДЫ и взрывов в Ташкенте, заявленных МВД Узбекистана как “учения”, для безопасности Центрально-Азиатского региона возникают новые угрозы, считает директор Института геополитических исследований, профессор кафедры религиоведения ЕНУ имени Л. Н. Гумилева Асылбек ИЗБАИРОВ.

– Таджикистан и Узбекистан пока остаются заслонами для попадания радикальных экстремистов в Казахстан. Однако необоснованное притеснение верующих может привести к обратному эффекту – появлению новых категорий радикалов. В Таджикистане, например, сильнее, чем в других соседних странах, ощущается давление шиитского фактора. Республика является суннитской страной, однако религиозные радикалы считают, что государство предало свои интересы, открыв дорогу шиитам и при этом ограничивая права суннитов. Так создается сильный мотивационный механизм выступления против власти, – отмечает эксперт.

Для Казахстана, уверен Асылбек Избаиров, этот фактор сегодня также приобретает актуальность:

– Периодически звучит критика суннитского Духовного управления мусульман Казахстана в том, что оно предоставляет возможности для развития шиизма, в частности, когда в нашу страну в рамках Съезда мировых религий приезжают шиитские богословы. Для радикалов не имеет значения, что такие визиты совершаются в рамках межгосударственных отношений, – подчеркивает религиовед. – А в августе одно республиканское издание – нерелигиозной направленности – посвятило шиизму целый выпуск! Здесь были затронуты тонкие идеологические моменты, которые с учетом конфронтации суннитов и шиитов лучше не поднимать.

Другим проблемным моментом является дилетантский подход некоторых специалистов к трактовке важных теологических вопросов, когда допускаются ошибки.

– События в соседних странах являются для нас сигналом о том, что крайне важно повышать подготовку теологических кадров, которые завтра могут предотвратить рост радикальных настроений в обществе. Кроме того, мы должны четко понять, что репрессивные методы дают лишь краткосрочный эффект и не являются решением проблемы терроризма и экстремизма, – говорит Асылбек Избаиров.

По мнению эксперта, в противодействии деструктивным силам нужно наносить точечные удары именно по провоцирующим факторам, не втягивая в конфликт все население страны.

Астана