Как мы сообщали ранее, с нового года в раздел ПТС (Паспорт транспортного средства – прим.ред.) «Особые отметки» в обязательном порядке вносятся сведения об устройстве вызова экстренных оперативных служб для вновь выпускаемых в обращение транспортных средств. Устройство вызова экстренных оперативных служб – это кнопка SOS в модуле ЭРА-ГЛОНАСС. Отметим, что это новшество коснется стран Таможенного союза, куда входит и Казахстан.
Своим видением этой ситуации с порталом Caravan.kz поделился глава Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ.
— Согласно Техническому регламенту, этим модулем должны быть оснащены все автомобили, ввозимые на территорию Таможенного союза. Однако летом 2016 года Росстандарт официально заявил, что данное требование не будет обязательным, и этот вопрос откладывается примерно до 2020 года. Этот пункт не распространяется на машины, которые ввозились на территорию ТС ранее, так как они имеют сертификат соответствия. Данный документ действует в течение 3 лет – до 2020 года, соответственно.
— Какие сложности ЭРА-ГЛОНАСС может вызвать у казахстанских автолюбителей?
— Проблемы возникнут у водителей, которые ввозят авто неофициальным путем (не через дилеров – прим.ред.). Такие автомобили не сертифицированы, и получается, что официально их провезти нельзя. Ввоз машин в Казахстан в 2017 году фактически запрещен
— Означает ли это скорое прекращение импорта автомобилей в нашу страну?
— Последние годы идет планомерное уничтожение конкуренции в плане автомобильных продаж. Нас лишают возможности выбора и загоняют в стойло наших отечественных автопроизводителей. Подобные вещи, требуемые Техрегламентом, ограничивают доступ на наш рынок любых других транспортных средств. Значит, я не смогу ввезти желаемый автомобиль, если он не оборудован этой системой. За 2016 год Казахстан выпустил более 10 тыс автомобилей
Хочу отметить, что ни в Европе, ни в Америке подобные системы, насколько я знаю, не применяются: нажал кнопку – и прилетел волшебник в голубом вертолете. У нас же данная система должна действовать с 1 января 2017 года, а все именитые автомобильные концерны, оказывается, не дотягивают до требований Техрегламента ТС. Абсурдная ситуация, но так и есть. Не знаю, как будет в реальности, потому что очень часто законы, которые принимаются не подумавши, в итоге не работают. По большому счету, подобные инициативы не увеличивают возможности ввоза автомобилей, а, напротив, только ухудшают ситуацию с возможностью купить нормальный, пусть даже подержанный автомобиль за разумные деньги.
— А насколько полезна и эффективна эта система?
— Идея совершенно полезная и нужная, и подобные вещи должны внедряться повсеместно. Представьте, случилась авария, и на пульте службы быстрого реагирования видно ваше местоположение, с вами связывается оператор, и вы сообщаете ему о своей проблеме. Но как говорится: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Все это красиво выглядит на презентациях и в рассказах для прессы. Как это будет действовать в реальности – совершенно непонятно. А так, идея очень хорошая, и если она будет работать именно так, как задумано, то это может спасти множество жизней. Но у нас часто бывает так: Хотели как лучше, а получилось как получилось!