Идеи из мелочей - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Идеи из мелочей

Идеи из мелочей

Во время своего визита в Астану мастер фантастической прозы Сергей Лукьяненко, по книгам которого сняты популярные фильмы “Дневной Дозор” и “Ночной Дозор”, рассказал “Каравану”, из чего рождаются великие идеи и каким он видит мир через 
200 лет.

  • 15 Декабря 2011
  • 3951
Фото - Caravan.kz

Байконур – оплот фантазий

– Сергей Васильевич, в настоящее время по тиражам ваших книг и заработкам вы входите в первую тройку живых российских писателей. В чем формула успеха?

– С меня постоянно требуют, чтобы я раскрыл людям какой-то секрет творчества. Возможно, кто-то действительно полагает, что существует некая магическая формула, по которой из слов и цифр складываются предложения и выходит хороший роман. На самом деле ее нет! Если бы она была, то все писатели создавали бы сплошные бестселлеры. Не нужно мучить себя всякими потусторонними вопросами, а вместо этого просто делать свое дело честно и открыто, тогда успех придет сам собой.

– На ваш взгляд, чего не хватает для развития казахстанской фантастики?

– В Казахстане до сих пор не возникло какого-то объединяющего центра, вокруг которого развивался бы общий литературный процесс, появлялись бы молодые авторы, пишущие в жанре фантастики. Сегодня эти люди, безусловно, есть, однако из-за отсутствия регулярных семинаров, встреч и форумов, каких-то объединений все они остаются отдаленными друг от друга и абсолютно не вовлечены в общий процесс.

К примеру, в России уже много лет проводятся семинары Бориса Стругацкого, откуда вышло много молодых начинающих авторов. Подобные объединения есть и в Украине. Но и в Казахстане есть все для развития фантастической литературы. Огромное историческое наследие, богатый духовный мир плюс Байконур – величайший космодром в мире, который может послужить оплотом фантазий и идей для многих авторов.

Золотой воин заморожен

– Хорошо. Давайте перейдем непосредственно к вашему творчеству. Над чем вы сейчас работаете?

– Я заканчиваю книгу “Новый Дозор”, эта уже пятая часть из серии о “Дозорах”, которая выйдет сразу после Нового года. Название рабочее, может быть, я его еще поменяю. Сразу после этого, вполне возможно, будет продолжение “Линии грез” и “Императора иллюзий”.

– Интересно узнать, как же родилась идея с “Дозором”, после которого на вас и обрушилась всемирная слава?

– По большому счету, все идеи рождаются из мелочей, которые постоянно крутятся вокруг нас. Я начинаю творить, еще толком не осознавая, что выйдет в дальнейшем, поскольку имею только общую мысль и направление. Так вышло и с “Дозором”, в котором за основу взята идея о противостоянии двух спецслужб. Одна из них светлая, другая темная. Одни сеют добро, другие творят зло. Вот, собственно, и вся идея, поскольку все остальные условности, будь то вампиры или маги, появились в этой истории гораздо позже.

– А в чем причина вашего недавнего ухода из российско-казахстанского кинопроекта “Золотой воин”, где вы числились в качестве сценариста?

– Дело не в том, что я ушел, а в том, что кинопроект сам по себе заморозился. Это должен был быть очень увлекательный приключенческий фильм. Я долго работал над сценарием, пробовал несколько различных вариантов. Но потом начала меняться продюсерская команда. В какой-то момент сказали, что теперь это будет детективный сериал, потом – что не детектив, а семейная мелодрама. В конечном итоге я решил, что глупо тратить время и подстраиваться под чьи-то прихоти.

Приключения тела

– Не считаете ли вы, что любое фантастическое произведение должно быть непременно экранизировано, в ином случае оно, скажем так, утрачивает свою значимость?

– Наверное, как и любой писатель, я очень положительно отношусь к любой экранизации. Но важно, чтобы при этом с исходным материалом ничего не делалось, он не должен исчезнуть или стать хуже. Благодаря фильму твоя история обретает новую жизнь.

– В таком случае как вы относитесь к последним экранизациям? В частности, к “Обитаемому острову” Федора Бондарчука и “Трудно быть богом” Алексея Германа.

– “Трудно быть богом” еще не вышел, хотя я скажу, что не жду от этого фильма чего-то удачного, поскольку Герман, конечно же, режиссер интересный, великий, но, вероятнее всего, романтическую и красивую сказку братьев Стругацких он превратит в тяжелую философскую драму. Я же в свою очередь не сторонник подобного подхода к экранизациям фантастики.

Что касается “Обитаемого острова”, то с ним произошло все с точностью до наоборот. Бондарчук по собственному художественному умыслу превратил достаточно глубокое произведение Стругацких в то, что у них самих называется “приключением тела”. То есть такое вот улыбающееся тело передвигается по экрану, дерется, стреляет, взрывает, при этом “приключения духа” там не видно. И это очень печально. Может быть, “Обитаемый остров” – это не самая умная и сильная книга Стругацких, поскольку она, скажем, более подростково-развлекательная, но тем не менее в ней присутствует огромный философско-интеллектуальный заряд, который, собственно, и возвышал эту историю. Однако в фильме этому возвышению места не нашлось.

Электронное будущее

– Вы много работали с Тимуром Бекмамбетовым, на ваш взгляд, в чем особенность этого режиссера?

– Тимур – человек, который очень много всего генерирует, это художник, у которого всегда выливается фонтан идей. Скажем, в течение десяти минут он может придумать десять, пятнадцать ходов развития сюжета, а потом взять и все их отвергнуть или же обратно принять и сделать фильм. При этом его сила, как режиссера, заключается в том, что он никогда не боится делать то, чего до него не делал никто в кинематографе. Так, пожалуй, было и с моими “Дозорами”.

– Скажите, как писатель-фантаст можете ли вы представить, какой наша Земля будет лет через двести?

– Ну, очевидно, что в обозримом будущем мир окончательно перейдет к электронным технологиям. При этом он станет более контролируемым спецслужбами и полицией. Это вовсе не значит, что появятся такие железные робокопы, которые будут стрелять лучами смерти. Но то, что личная жизнь человека станет более прозрачной, более фиксируемой, – в этом не возникает никаких сомнений. Наш мир окончательно станет миром видеокамер, датчиков и спутников. Я думаю, что это во многом изменит само понятие закона и следствия. Впрочем, вы, наверное, и сами об этом знаете.

Астана