Из России – с любовью!
Лет пять назад в жуткий мороз после новогодних праздников я ждала такси возле торгового центра. Рядом в кучу были свалены некогда лесные красавицы, а теперь – настоящие елки-палки. Как рассказал грустный продавец деревьев, за несколько дней до Нового года ему удалось продать всего 1 елку. То, что осталось, он вроде как договорился за бесценок отдать на дрова.
Сколько правды было в его горечи – не знаю, но в этом году елочный базар в столице однозначно более оживленный.
– Мы на одном месте уже 8 лет стоим, у меня даже клиенты есть, которые просто звонят и говорят: “Отложи мне на свой вкус, я потом заеду, заберу”. Такого, чтобы мы прям вообще ничего не продали, не было за 8 лет ни разу! Но в последние годы – да, народу стало больше, – рассуждает продавец одной из самых известных городских точек продажи елок Чингис.
Бизнес на новогоднем настроении когда-то давно организовал его друг.
Ежегодно в начале декабря мужчины едут в Россию, чтобы выбрать себе в питомниках партию лесных красавиц.
– За то, чтобы выбирать деревья, мы доплачиваем. Но в итоге это выгоднее получается, чем всё подряд везти – у нас нет недовольных клиентов, нет некрасивых елочек, – рассказывает Чингис.
Цена на новогодний символ зависит от его родины. У ребят есть елки из Кургана – они относительно других хиленькие, но и стоят подешевле – 4 тысячи тенге. Есть из Перми – красивые, пушистые, с синеватым отливом хвои. Они по 6 тысяч. И самые дорогие – с Уральских гор, по 10 тысяч. Их сразу можно по цвету узнать – он ярко-зеленый.
А вот от высоты цена дерева зависит не очень сильно – за одни и те же деньги можно взять и 1,5-метровую малышку, и 3-метрового исполина. Дороже продаются только деревья покрупнее, но оно и понятно – если человек отгрохал себе коттедж с пятиметровыми потолками в гостиной, то, наверное, и елку соответствующую купить сможет.
Россия новогодним товаром снабжает соседей уже очень давно. В стране есть большие питомники, которые сажают сосны и пихты специально для этих целей, также периодически фирмам выдается разрешение на вырубку самосева под линиями электропередачи и санитарную очистку леса. Но на любое дерево у легальных продавцов есть все документы. Большие объемы елей, пихты и сосны на продажу выращивают также Европа, особенно Германия, Дания, США и Канада. Но все они очень далеко от нас, поэтому на нашем рынке представлены в основном елки из России.
Спрашиваю у Чингиса об отечественном производстве елочек – а вдруг и не нужно ничего за границей покупать?
– Я не знаю, даже если и есть у нас питомники, я лучше в Россию ездить буду, чем на родине деревья рубить. У них же лес, тайга, давно этим занимаются. А у нас лесов мало, надо их сажать, просто, чтобы в стране красиво было, а не для праздников, – как глупенькой, объясняет мужчина.
Впрочем, толком поговорить с продавцом елок не получается – чуть ли не каждые 2 минуты у него новые клиенты. Вот дед в дорогом пальто – он особо не выбирает: “Дайте мне попышнее, но не сильно высокую. И подставку металлическую”. Потом из супермаркета выходит мужчина с мальчишкой – они, как объяснил Чингис, сначала выбрали елку, потом пошли за продуктами. Теперь просто забирают свое дерево домой. Мужик в строительной робе – несколько минут выбирает, потом торгуется и, получив скидку 1 000 тенге, забирает чудо для своих детей. От СТО не спеша подходит парень, уточняет цену, покрутившись возле елок, уходит, бросая через плечо: “31-го приду вечером, со скидкой заберу!”
– Если до тебя не заберут, – беззлобно отвечает ему Чингис.
– У нас редко бывает, что до вечера 31 декабря что-то остается. Тем более что начали в соцсетях рекламу давать. Теперь некоторые нас там находят, с доставкой покупают. Плюс здесь я елочек по 100 штук каждый день продаю… Вообще, с каждым годом всё больше и больше людей живую елку выбирают. Оно и правильно, это же настоящий праздник! Как не заболеть после покупки новогодней елки
Никакая искусственная не даст таких эмоций! – уверен мужчина.
Живое – неживое
Искусственные елки стали популярны в мире лет 20–30 назад, когда человечество стало задумываться о парниковых газах, метановых дырах и прочих экологических проблемах. Чуть ли не из каждого утюга адепты экоорганизаций вещали о том, что вырубка деревьев ради каких-то там традиций погубит планету.
Сейчас же риторика поменялась кардинально.
И даже на официальном сайте “Гринпис” советуют покупать живые деревья, а не искусственные. Оказывается, пластиковая елочка не разлагается вообще, а для того, чтобы ее производство было оправданно, она должна отпахать не менее 20 лет как главная красавица новогоднего чуда.
Ни одно ПВХ-творение китайских производственных цехов столько не выдержит! Также, как уверяют экологи, пластик в таких елочках может быть токсичным и пагубно сказываться на детях.
А вот польза эфирных масел хвойных деревьев – неоспоримо благотворно сказывается на здоровье людей. И живая елочка, если ее не просто выбросить на свалку, а отправить на переработку, станет подстилкой или полезной пищевой добавкой для скота, топливом для бань и каминов. Проблема лишь в том, что заморачиваться с поисками фирм, которые принимают елки на переработку, вряд ли кто-то будет. Так что для Казахстана пока все доводы продвинутых экоактивистов не очень актуальны.
Но есть совет на все времена. Украсить растущее во дворе дерево и вместе с соседями водить хороводы вокруг него, а не дома, возле срубленной или искусственной елки. Так и экологии точно не навредите, и праздник веселее встретите!
НУР-СУЛТАН