И вновь о налогах - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+15 °C
Алматы
2024 Год
28 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
И вновь о налогах

И вновь о налогах

Новая общественная организация бизнесменов поднимает старую тему.

  • 27 Апреля 2005
  • 1206
Фото - Caravan.kz

Вполне логично, что Общенациональный союз предпринимателей и работодателей (ОСПРК) «Атамекен», созданный недавно, первую же идею, обнародованную публично, связал с проблемами налогообложения малого и среднего бизнеса: какая другая тема найдет такой же громкий отклик в сердцах широких масс предпринимателей, как эта?
Правда, не ясно, почему инициаторы этого, очередного, обращения к идее снижения налогов — «Атамекен» и Агентство по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) — расценивают ее, идею, как «революционную». Скорее это уже «классика», звучавшая в последние годы не раз и не два из различных уст.
Конкретно новое обращение к теме снижения налогового пресса на бизнес выглядит следующим образом.
Предлагаются два варианта. В первом речь идет о существенном смягчении налогового бремени путем снижения налоговых ставок, во втором вообще о введение налоговых каникул для малого и среднего бизнеса (нулевой вариант).
По первому варианту предлагается снижение ставки корпоративного подоходного налога с 30% до 20% для субъектов малого и среднего бизнеса, расширение круга предприятий пользующихся упрощенной декларацией; освобождение от НДС более широкого круга хозяйственных субъектов.
В то же время для крупного бизнеса сохраняется текущий налоговый режим. Минусом этого варианта считается не полное решение проблемы легализации теневой экономики.
По второму варианту предлагается ввести налоговые каникулы сроком на 5-7 лет в отношении малого и среднего бизнеса по корпоративному налогу, местным имущественным налогам, платежам и сборам. Как же в таком случае «держать» бюджет? За счет тех налогов, что будут продолжать платить недропользователи, национальные компании, финансовый сектор, производители подакцизной продукции.
По расчетам экспертов АИРИ и «Атамекена», первоначальные потери бюджета от снижения поступлений налогов составят от 4% до 17%. Но затем, и, видимо, достаточно быстро, наступит мощный компенсационный рост за счет того стимула, который получит для развития малый и средний бизнес.
Тем не менее, в качестве подстраховки могут быть использованы для снижения риска от первоначальных потерь средства из Национального фонда. Ожидается, также, что налоговые изменения резко стимулируют экспорт казахстанской продукции, и доходы от него также сгладят первоначальные потери бюджета, как и увеличение налогооблагаемой базы с физических лиц за счет выхода «из тени» части бизнеса и зарплат.
Эксперты АИРИ и «Атамекена» подготовили расширенное обоснование заявленной идеи. Со многим трудно не согласиться, например, с замечанием, что при действующей системе налогообложения для предпринимателя просто необходимо декларировать низкую прибыль и продолжать вести часть бизнеса «в тени».
Не стимулируется развитие производств с высокой добавленной стоимостью. Нет в стране ясной долгосрочной идеологии налоговой политики.
Однако и с предложениями АИРИ и «Атамекена» тоже не все гладко. Так, вызывает большие сомнения тезис о том, что налоговая реформа резко стимулирует экспорт отечественной продукции (а идеологи ее говорят даже о выходе на рынки дальнего зарубежья!). К сожалению, до сих пор в рамках этой сверхидеи не названо ни одного товарного направления, по которым казахстанский малый и средний бизнес мог бы совершить такой прорыв.
Понятно стремление вывести казахстанские лейблы на мировой уровень — фатальная зависимость экономики от нефти стала уже не только экономической, но и психологической проблемой (отсюда, видимо, у некоторых экспертов и рождаются идеи типа экспансии на внешние рынки с нашими товарами).
Однако представляется, что одного освобождения от налогов для диверсификации экспорта очень мало, тем более, что, как утверждает ряд экспертов, ставки подоходного налога, например, в западноевропейских странах, выше, чем в Казахстане, что никогда не мешало им экспортировать продукцию перерабатывающей промышленности и высоких технологий.
В условиях, когда по основным товарным позициям даже внутренний рынок зависит от импортных поставок — до рывка ли на чужие рынки?
Но это вопрос амбиций, которые, как известно, должны присутствовать хотя бы как фактор внутренней стимуляции, пусть даже в их реализуемость никто и не верит. Есть к обнародованным идеям и другие вопросы. Например, роль нынешнего периода высоких цен на нефть. Авторы налоговой «революции» подчеркивают, что опора при ее осуществлении будет делаться на быстро растущий сырьевой сектор (на добывающие компании предлагаемые налоговые отмены и понижения, как мы помним, распространяться не должны). Опять же страховать издержки от снижения поступления налогов предлагается за счет средств Национального фонда. Но что, если на мировых сырьевых рынках все же произойдет снижение цен на нефть? Мы все, кажется, уже привыкаем к мысли, что этого не будет, но можно ли в столь важной теме полагаться на такие допущения?
Представим, что снижение налогов с малого и среднего бизнеса совпадет в некоей точке со снижением поступлений от компаний-недропользователей и связанной с ними инфраструктуры! Что произойдет после пересечения этих двух «кривых» на графике отечественной экономики и социальной сферы? Надолго ли хватит ресурсов Национального фонда?
Да и сами предложения идеологов новой реформы имеют не только сторонников. Интересный взгляд на предложения налоговых каникул (второй вариант предлагаемой идеи) высказала Екатерина Никитинская, заместитель руководителя аппарата председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью:
— Может быть, можно предпринимать освобождение от налогов, когда предприниматель только входит в бизнес: на «раскрутку» любого дела уходит минимум три года. Потом держать бизнес в безналоговом поле — это создавать условия для появления у нас неконкурентоспособной продукции. Если мы пойдем на такую меру, то как предприниматель построит экономику своего предприятия?