Он пояснил, что агентство подготовило для правительства заключение по космическим запускам с космодрома Байконур на 2013 год, где предложило сократить их число с 20 до 18. Такую же динамику, по мнению Талгата Мусабаева, надо поддерживать и в последующие годы. Правда, честно признал: «Получится это или нет, я не знаю. Это не моя компетенция». Кроме этого, он поделился с депутатами проблемами ведомства, а также планами по переговорам с Россией о Байконуре и комплексе «Байтерек», пишет Курсив.
«По «Протону» мы будем пытаться делать все, что от нас зависит, чтобы ежегодно сокращать количество пусков, – заявил, выступая перед депутатами парламента Казахстана, глава Казкосмоса Талгат Мусабаев, – сейчас в год производится порядка 20 пусков. Мы имеем такой рычаг. Только что мы подписали заключение в правительство о пусках с космодрома Байконур на 2013 год, где предусматривается сокращение пусков на 2 ракеты. И также поэтапно планируем сокращать в последующие годы. Но это прерогатива правительства. Если оно нас поддержит, то количество пусков уменьшится». Он также сообщил, что ««Протоны» – извечная проблема. Это, конечно, очень хорошая ракета, самая лучшая ракета в этом классе в мире. Но очень грязная. В связи с тем, что имеет страшно токсичные топливные компоненты – гептил и амил». По мнению Талгата Мусабаева, сегодня ракетно-космическая отрасль России фактически держится на этой ракете-носителе. Он проинформировал депутатов парламента, что в 2009 году было подписано соглашение между Россией и Казахстаном об эффективном использовании космодрома Байконур, в первом пункте которого было сказано о сокращении пусков ракет-носителей с гептильными компонентами топлива. «Протон» сразу нельзя запретить, иначе надо закрывать всю ракетно-космическую отрасль России, и это не я решаю, – заявил Талгат Мусабаев. – Чтобы постепенно сокращать эти пуски, мы уже уменьшили пуски ракет-носителей на базе межбаллистической ракеты РС-20 («Сатана». – «Къ»), которые тоже используют в качестве компонентов топлива гептил. Но «Протон» имеет модификации: «Протон», «Протон-К», «Протон-М». Эти модификации нацелены на уменьшение остатков топлива, которые падают на землю. И ракета «Протон-М» – это уже совершенно другой вариант. Если раньше падало 5–6 тонн с одного запуска ракеты-носителя, то теперь 600–800 кг. То есть существенно меньше, но все равно падает. Поэтому было принято решение совместно создать ракетный комплекс «Байтерек» на базе ракеты-носителя «Ангара», чтобы заменить ею «Протон». Но этот проект не реализовался. Мы сейчас пытаемся войти в проект на базе ракеты-носителя «Зенит», чтобы Казахстан приступил к запускам именно этой ракеты-носителя».
Напомним, что Россия и Казахстан в декабре 2004 года подписали соглашение о создании на паритетной основе на космодроме Байконур ракетного космического комплекса «Байтерек» для запуска на коммерческой основе ракет-носителей «Ангара», разработчиком и производителем которых является российский Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. При этом российская сторона должны была предоставить ракету-носитель, а казахстанская – профинансировать строительство пускового комплекса на космодроме Байконур. По словам главы Казкосмоса, на сегодня проект испытывает ряд трудностей и «не преодолел фазу проектных работ». «Основными причинами затягивания сроков явились задержка российской стороной реализации проекта на 47 месяцев и увеличение стоимости проекта более чем в 7 раз по сравнению с первоначальной. Стоимость достигла практически $2 млрд. Сейчас ведутся работы по исправлению ситуации», – добавил Талгат Мусабаев. При этом он сообщил депутатам, что изначально цена строительства комплекса была «$226 млн и она была подъемной для Казахстана, поэтому правительство пошло на подписание соглашения». Ранее, в январе этого года, в Казкосмосе заявляли, что считают нецелесообразным участие в проекте, если Россия примет решение о строительстве пускового комплекса для «Ангары» на космодроме Восточный, который находится на той же широте, что и Байконур. Как заявляли в Казкосмосе, это сделает Байконур и Восточный прямыми конкурентами за коммерческие запуски. Фактически, выступая перед депутатами, глава Казкосмоса переложил ответственность за срыв проекта на предыдущее правительство (под руководством премьер-министра Даниала Ахметова. – «Къ») и руководство космической отрасли Казахстана. «Первоначальной причиной того, что этот проект был, в принципе, провален в самом начале, являлось то, что с нашей стороны готовили данное соглашение и прорабатывали вопрос люди, которые слабо понимали, что такое космический ракетный комплекс.
Которые не обладали нужными знаниями – и образование не позволяло, опыта не было. Практически у нас готовили документ люди, далекие от данной тематики. И поэтому в данном соглашении уже в самом тексте были заложены «мины замедленного действия», которые сегодня сработали. Именно сегодня, в данный момент. Во-первых, не было ни сроков сдачи в эксплуатацию, не было той цены, которая бы точно определяла стоимость космического ракетного комплекса. И ни одного риска не лежало на Российской Федерации, все ложилось только на плечи Республики Казахстан», – заявил глава Казкосмоса. Кроме этого, в таком же ключе он прокомментировал причины неудачи со спутником «КазСат-1». По его словам, «люди, не разбирающиеся в этом вопросе, договорились с людьми, никогда этого не делавшими». В Роскосмосе официально комментировать слова Талгата Мусабаева отказались. Однако источник «Къ» сказал, что «это уже не первое громкое заявление главы Казкосмоса. Совершенно непонятно, при чем здесь Россия. Поскольку по действующему соглашению Россия брала обязательство предоставить ракету-носитель, а Казахстан – профинансировать строительство пускового комплекса, о котором говорит г-н Мусабаев». При этом он напомнил, что «в 2010 году, когда был подписан вышеупомянутый договор по Байконуру, казахстанская сторона оценивала работы в $700–800 млн, и непонятно, как и за счет чего цена увеличилась за два года вдвое». Кроме того, он подчеркнул, что «если возвращаться к истории вопроса, то не Россия, а Казахстан был инициатором создания комплекса «Байтерек», поскольку хотел вступить в ряды космических держав».
Как сообщил Талгат Мусабаев, сейчас во исполнение достигнутых договоренностей главами государств и правительств, космическими агентствами России и Казахстана ведутся работы по переводу технической основы ракетного комплекса «Байтерек» с ракеты-носителя «Ангара» на российско-украинскую ракету-носитель «Зенит». «Стоимость создания КРК «Байтерек» на базе ракеты-носителя «Зенит» оценивается специалистами в несколько раз ниже, чем стоимость на базе ракетного комплекса «Ангара», – заявил глава Казкосмоса. Более того, для него не надо строить пусковый комплекс, поскольку он уже есть. «Его строить не надо, это собственность Казахстана», – объявил он депутатам, правда, добавив, что сейчас «он сдан в аренду». Объясняя разницу между комплексами на базе «Ангары» и «Зенита», Талгат Мусабаев сообщил, что «Ангара» – это тяжелая ракета-носитель, а «Зенит» – среднего класса, с возможным доведением до тяжелого и даже до сверхтяжелого».
Кроме того, следуя логике Талгата Мусабаева, участие Казахстана в проекте «Зенит» станет важным этапом по пересмотру арендного договора по Байконуру, действующего до 2050 года. «Первый этап, – заявил депутатам казахстанского парламента Талгат Мусабаев, – это по «Зениту». Это фактически правый фланг космодрома Байконур, это сам по себе космодром, отдельный, в других странах даже такого нет. Вот если мы выведем из аренды это правое крыло и войдем туда уже как полноправные участники, это огромный шаг вперед Республики Казахстан». Он также добавил, что «конечно, это непростое дело, но это возможно сделать. И тогда Казахстан сможет приступить к непосредственной комической деятельности на собственном космодроме». Кроме того, Талгат Мусабаев сообщил депутатам: «Прорабатывается еще и вопрос, я знаю, отхода от арендных отношений по городу Байконур, который может быть взят под юрисдикцию Республики Казахстан. И руководство этого города, возможно, будет передано под юрисдикцию Республики Казахстан. Это сейчас в стадии проработки. Никогда этот вопрос до этого не ставился. Вот сегодня положение такое». Это произошло после того, как Казахстан предложил России заключить «новое всеобъемлющее соглашение по Байконуру». «Глава государства поставил нам задачу и оговорил этот вопрос уже с Владимиром Путиным, когда договорились проработать вопрос о разработке нового всеобъемлющего соглашения по комплексу «Байконур», который может подразумевать под собой отход от арендных отношений… Мы не говорим, что сразу мы аренду прекращаем, это невозможно сделать одним махом, это будет беда. А вот частично, поэтапно…», – сказал Талгат Мусабаев. Между тем, как сказал «Къ» источник в российском МИДе, близкий к переговорам, «совершенно непонятно, исходя из чего г-н Мусабаев сделал такие заявления. В настоящий момент Казахстан действительно выступил с инициативой заключить новое соглашение по Байконуру, но в настоящий момент еще даже не согласован круг вопросов, которые войдут в само соглашение. Идет рабочее обсуждение. Вероятность пересмотра действующего договора в ближайшее время, как минимум в 2013 году, крайне низка».
Что такое Байконур
Город Байконур и космодром Байконур вместе образуют комплекс «Байконур», арендованный Россией у Казахстана на период до 2050 года. Эксплуатация космодрома стоит около 5 млрд рублей в год (стоимость аренды комплекса «Байконур» составляет $115 млн – около 3,5 млрд рублей в год; еще около 1,5 млрд рублей в год Россия тратит на поддержание объектов космодрома), что составляет 4,2% от общего бюджета Роскосмоса на 2012 год.В целом бюджет города Байконура при населении около 70 тыс. человек выглядит следующим образом: общий объем доходов в сумме 3 223 090 тыс. рублей, в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 1 160 690 тыс. рублей; общий объем расходов в сумме 3 223 090 тыс. рублей (или около 15,5 млрд тенге). Республика Казахстан финансирует лишь деятельность представительств республиканских органов власти (Нацбанк, Минфин и так далее). В общей сложности космодром и город обходятся бюджету России в 6,16 млрд рублей в год. Для сравнения: бюджет города Караганды составляет около 24 млрд тенге.