Уникальность во всем
Автор представил 22 работы, которые кажутся живыми, настолько четко переданы каждый образ, каждая деталь, от них как будто идет тепло. Выполнены они из шерсти, прошедшей особую обработку, которую братья Анкауовы разработали и даже запатентовали. И можно смело сказать, что таких картин не делает ни один художник в мире.
– Работы объединены названием “Ата дәстүрі” (“Наследие предков”), – рассказала на открытии директор костанайской картинной галереи Сая КАЛИНОВА. – Есть у народа общая память, и в картинах Арлана много тем, которые близки нашему миропониманию. Мы узнаем нашу казахскую землю, ее великолепные цвета, которые издревле использовали народные мастерицы в текеметах (традиционных войлочных коврах). У Арлана Анкауова уже иная технология, но теплота текемета неповторимо передается в его работах. Этническое звучание, которое присутствует в них, – его отличительная черта.
Конечно, такие картины лучше смотреть вживую, чтобы увидеть мелкие, но очень четкие детали. К примеру, на панно “Беркутчи” не только ярко передан эпический сюжет конной охоты с ловчими птицами и собаками, но даже брызги воды, летящие из-под коней, кажутся настоящими. На выставке много работ в национальном стиле, которые передают жизнь и быт народа, а также богатую природу казахстанской степи. Есть и панно, выполненные в абстрактном стиле, такие как “Черный саксаул”, “Танцор”, но в каждой из них четко просматриваются сюжет и смысл. Отдельное место в экспозиции занял триптих “Абай”, на котором великий просветитель действительно выглядит как живой. А кобыз, домбра, убранство юрты кажутся реальными, а не выполненными из шерсти.
Свой подход
“Талант – это каторжный труд, но в нем и есть свое наслаждение”. По этому принципу живет и работает Арлан вместе со своими тремя братьями: Багланом, Сарсеном и Дауреном. У всех редкое заболевание опорно-двигательного аппарата, группы инвалидности, но недуг не остановил творческого порыва, а только укрепил и объединил их одним общим делом.
– Арлан начал искать свой метод обработки пряжи в 2000 году, – рассказал брат художника Баглан АНКАУОВ. – Мы запатентовали этот способ в 2012 году. Патентное бюро долго проверяло, нет ли где еще такого способа создания картин, оказалось, никто во всём мире таким методом обработки шерсти не владеет. Нас четверо братьев, мы всегда помогаем Арлану организационно и физически, поэтому он больше внимания может уделить творчеству.
Работа у него очень кропотливая: ворсинку за ворсинкой нужно крепить к основе, чтобы получилась аппликация. Одна картина делается минимум 3 недели.
А большие, сложные работы – намного дольше. Например, над триптихом “Абай” он работал 3 месяца.
Для Арлана Анкауова эта выставка далеко не первая. Художник принимал участие в городских, областных и республиканских конкурсах и выставках. В столице состоялись 2 его персональные выставки: в галерее современного искусства “Куланши” и во Дворце мира и согласия, а в сентябре 2019 года прошла выставка “География – линия культурной перспективы” в Национальном музее РК при поддержке Республиканского общественного объединения “Qazaq Geography”. 3 раза он участвовал в престижном республиканском фестивале ремесленников “Шебер”, и его работы всегда привлекали внимание публики и коллег по творческому цеху. Работы братьев хранятся не только в частных коллекциях в Костанае, но и во Дворце независимости в столице, в посольстве Казахстана в Объединенных Арабских Эмиратах.
Не просто братья, а соратники
Талант и трудолюбие – только часть составляющих успеха Арлана. Всё это было бы невозможно без дружной семьи, помощи и поддержки братьев. Баглан и Сарсен занимаются вопросами маркетинга и организации. Даурен и Арлан отвечают за художественную идею и ее творческое воплощение. Арлана в семье выделяют особо, он выполняет основную долю работ прикладного характера.
– Мы друг друга дополняем, – отметили братья. – Одно дело – уметь рисовать. И совсем другое – организовать рабочий процесс, Мы объективно оцениваем свои возможности, четко знаем, что можем делать, а чего нет. Врачи рекомендовали нам сидячую работу. Творчество помогает и заработать, и найти свое место в жизни.
Анкауовы – хороший пример того, как должны поддерживать друг друга члены одной семьи, быть не только родственниками, но и соратниками.
Вместе в 2011 году они создали объединение, а точнее – студию авторского дизайна интерьера “Arlan Design”, которая успешно работает и помогает развиваться молодым талантам.
До пандемии Анкауовы набирали детей в свою студию, чтобы воспитывать в них любовь к искусству и родной земле. Сами же братья черпают вдохновение, обращаясь к своим корням.
– Наша бабушка занималась ручной работой, – отметил Баглан. – И в целом казахи – народ творческий. 2–3 века назад в каждой семье женщины занимались вышивкой, чтобы украсить свой быт. А мужчины делали своими руками сбруи для коней, камчу. Значит, творчество у нас в крови.
Было сырье, стало искусство
И все же удивительно, как обычные комочки шерсти превращаются в изумительные пейзажи, которые Арлан Анкауов кропотливо наращивает сантиметр за сантиметром. С первого взгляда кажется, что это очень просто – крепит материал на клей. Но на самом деле, чтобы добиться такого цвета и качества шерсти, она должна пройти специальную обработку.
– Мы всё делаем из природных материалов: это шерсть, древесина, ДВП, рейки, – поделился художник. – Сначала изготавливаем основу, потом уже туда клеим шерсть. Покупаем только заводскую, окрашенную шерсть без запаха. Уникальность моей технологии состоит в том, что визуально картины кажутся уютными, мягкими, приятными глазу. У них фактура матовая, интересная. Шерсть – очень мягкий, теплый и комфортный материал, поэтому и картины получаются объемные, с элементами 3D-эффекта. Но на самом деле покрытие получается твердым. Это из-за специального клея, на который насаживается шерсть.
По словам художника, на занятиях он всегда говорил детям, что с приходом опыта мастер начинает чувствовать каждую ворсинку. Навыки развиваются, оттачиваются. Пальцы становятся чувствительнее и быстрее. Развивается и фантазия.
– Заработать большие деньги на таланте – относительное понятие, – отметил Арлан. – Так как картина нужна далеко не каждому. Это же не одежда или обувь. Но все же это красота и наши традиции. Я люблю природу, она меня вдохновляет. Мне хочется делиться с молодым поколением навыками своей работы. Хочу, чтобы молодежь знала о своих корнях, чтобы казахские традиции не забывались.
КОСТАНАЙ