Сегодня слово «качество» стало частью международного образовательного лексикона и безусловным здесь является ощущение измеримости: нужен результат, который можно различить и оценить в сравнении с другими результатами. Это понятно в отношении арифметики или физкультуры. Но что является качеством того, что неизмеримо? Как подсчитать эмоции ребенка, в какую графу занести его слезы по бедняжке Муму, какую оценку поставить за честный поступок?
Для каждого ребенка в каждый конкретный момент и в конкретном месте «качество» будет разным и специфически определяемым предметом. Старые школьные учителя знают, что под этим подразумевается, несмотря на расплывчатость определения, и как сознательные практики стремятся обеспечить такое качество обучения, какое только в их силах. Увы, умудренных опытом Песталоцци в нашей школьной среде с каждым годом все меньше, а молодые кадры, выпущенные нашими же педагогическими институтами, в большинстве своем рассматривают школу как низкооплачиваемую каторгу.
Престиж профессии упал так низко, что даже для приблизительной его реанимации потребуются годы и годы. К возникновению катастрофической ситуации с педагогическими кадрами привели рыночные обстоятельства. Допускаю, что среди дипломников, всеми силами старающихся избежать устройства на работу в школу, есть один, или даже несколько энтузиастов, влюбленных в свою профессию, выбравших этот путь по призванию. И может быть, они даже станут сельскими учителями, откликнувшись на тщетные призывы государства к молодежи. Это — исключение. Уместно ли в подобных обстоятельствах проводить тест на профпригодность, что согласно решению министерства образования, произойдет в нынешнем году?
Вряд ли можно требовать от казахстанского учителя отличного знания законодательства РК и основ психологии одновременно, а также ожидать, что он легко и уверенно ответит на все 100 вопросов теста (а уж тесты в минобре, как известно, создавать умеют). Не прошедших аттестацию ожидают кары в виде лишения надбавки к окладу и даже увольнения. Такая жесткая селекция была бы оправданной при нормальном, а не лихорадящем положении в системе школьного образования: избытке высококвалифицированных педагогов, конкуренции в учительской среде. Но о подобном нам пока и мечтать не приходится.
Многие уверены, что главная причина убогости нашего образования — плохие учебники. По поводу ошибок в них, отсутствия логики, несуразных задач и упражнений, безграмотных текстов не высказывался только ленивый. На мой взгляд, это лишь вершина айсберга. Вернее, та капля воды, в которой отражается вся полуразрушенная система в целом. Даже создав супер-учебники «нового поколения», мы проблему не решим. Ведь книги — лишь средства для обучения, а отнюдь не показатель качества образования, так же, как не являются этим показателем ремонт школ, их компьютеризация и строительство новых. Современные проблемы образования невозможно решить, не представляя себе ясно стратегических целей реформирования и стратегических целей самого образования. Одна из них, а может быть, и самая главная — это воспитание личности, сочетающей в себе глубокий профессионализм с высокой нравственностью. И эта будущая личность, сидя за школьной партой, должна уметь мыслить самостоятельно — критически, конструктивно, творчески.
И здесь в самое «яблочко» попадает программа нравственно-духовного образования «Самопознание». «Проект направлен на общее развитие ребенка, формирование духовного мира и общечеловеческих ценностей. Главная цель — научить ребенка жить в гармонии с собой, обществом и окружающим миром», — говорится в аннотации. Прекрасная цель, и, как известно, предмет «Самопознание» рекомендовано вводить в школах Казахстана повсеместно. Однако начаться процесс должен был еще в 2006 году, когда министерство образования и науки РК ввело в действие государственный общеобязательный стандарт среднего образования по предмету «Самопознание». В чем же загвоздка? Да все в том же — отсутствии взрослых людей, способных учить ребенка «жить в гармонии с собой и т.д.».
И вот название программы нравственно-духовного образования вновь замелькало в новостных лентах. В областных центрах проходят мероприятия, посвященные реализации проекта «Самопознание». Казалось бы, все хорошо, но почему же возникает смешанное чувство неловкости и досады? Я смотрю на фото, сделанные в конференц-зале управления образования города N. Ровные ряды сидящих, постные унылые лица, докладчик за мини-трибуной. Да не из архива ли пробрался на сайт этот снимок, не с советского ли он отчетно-выборного собрания месткома? Нет, граждане, он «свеженький», и с такими лицами слушают набор правильных безжизненных слов учителя, которые призваны сеять разумное и доброе.
Что же мы делаем? Вы только вчитайтесь в эти строки: «Также разработан план совместной работы, в котором намечено участие сотрудников отдела нравственно-духовного развития человека в проведении курсов по нравственному воспитанию, организация семинаров, круглых столов и конференций по обобщению и распространению инновационного педагогического опыта. Департаментом разработан план и график выездных заседаний рабочих групп по информационному освещению нравственно-духовного развития личности во всех районах области. Организация проведения данного мероприятия закреплена за сотрудниками отдела нравственно-духовного развития человека, которыми разработаны тексты информационных сообщений, тезисы выступлений и раздаточные материалы».
Представьте, что вам нужно построить дом. У вас есть прекрасный архитектурный проект, красивые эскизы, но вот строить-то предстоит на дряхлом разрушенном фундаменте, да и с материалами не густо. То есть неизбежно возникает проблема — подготовка самих преподавателей, способных организовать учебный процесс таким образом, чтобы формировать у детей стремление к самопознанию через познание мира, навыки, необходимые для этого. Но умного, «продвинутого» во всех отношениях десанта с Луны или другой планеты не предвидится. Нам самим предстоит воспитывать подрастающее поколение. А представления, интеллект, способность мыслить масштабно в одночасье не приобрести.
Мы отринули советское прошлое, но думать по-другому пока не научились. Остатки социалистического «одобрямса» все еще крепко сидят в наших мозгах. Чего же мы хотим от наших детей?