И дым отечества… - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
И дым отечества…

И дым отечества…

В неравной борьбе курильщики против некурильщиков в нашей стране по-прежнему побеждают первые, причем… с помощью закона.

  • 8 Сентября 2004
  • 1143
Фото - Caravan.kz

По самым приблизительным подсчетам специалистов Национального центра формирования здорового образа жизни, только алматинцы выкуривают порядка 3 миллионов сигарет в день.
А всего в Казахстане больше 4 миллионов «подсевших» на никотин.
Наш антитабачный закон запрещает курение в пунктах общественного питания. Правда, с оговоркой, что нормы статьи не применяются в тех случаях, если для потакания вредной привычке выделены специально оборудованные места.
Конечно, владельцам питательно-питейных заведений, обязанным выполнять эти требования — отдельное помещение, ящик с песком, огнетушитель… и даже наглядная агитация о вреде курения! — можно посочувствовать. Но когда некурящий человек вынужден вместе с едой глотать едкий дым, предназначенный вообще-то для чужих легких, а проголодавшиеся больные бронхитом, астмой, аллергией, беременные женщины и родители с маленькими детьми — проходить мимо завлекающих вкусностями кафе и ресторанов, кажется, закон даже слишком мягок.
Проект его, кстати, скучал в долгих казенных ящиках несколько лет. На него то и дело с надеждой ссылались убежденные борцы за здоровый образ жизни, мечтая когда-нибудь обрести государственную поддержку своим мероприятиям и возможность на законных основаниях грозить пальчиком фабрикантам-отравителям. Увы, «вылеживание» не пошло документу на пользу, и вряд ли он что-либо изменит в ситуации с табакокурением у нас в стране.
Принципа «закон суров, но справедлив» не получилось. Вот простая, на первый взгляд, задачка — найти в кафе, ресторанах и других общественных местах южной столицы места для некурящих (все наоборот — места для курящих, получается, повсюду, а резервации для некурящих надо чем-то оборудовать, тут впору закон диаметрально переписывать).
Кафе «Бамболо» — отдельной комнаты для некурящих нет, «Центральный Трактир» и осипшая официантка: «У нас курят везде», китайский ресторан «Турандот» — дым коромыслом, «Кишлак» — хоть топор вешай: курят не только сигареты, но и кальян (говорят, не запрещено)… Но более всех поразили два кафе, размещенные на верхних ярусах торгового центра «City Centre». Вечером здесь собираются несколько сотен алматинских подростков — привлекают недорогие гамбургеры и кока-кола. И официантки, вместо того чтобы надавать подрастающему поколению подзатыльников, меняют им пепельницы.
Во всех без исключения бильярдных, в которых также работают кухни, — дым, в прямом смысле этого слова, стоит столбом. Из «Бастау» выходишь со стойким запахом гари, пропитавшим волосы и одежду. А вот боулинг «TPF» приятно удивил — курить нельзя, но есть закуток для смолящих с мягкими стульями и пепельницей. Зато рядом боулинг «Олимпия» — никаких никотиновых ограничений. Ночные клубы и дискотеки — в комментариях не нуждаются. Словом, в семи из десяти обмест никто закон исполнять не собирается. Осталось доложить об этом в соответствующие органы.
И вот тут начались проблемы. В страшном для всех частных предпринимателей надзорном органе — санэпидемстанции — и слыхом не слыхивали о том, что можно штрафовать за курение. И отправили в ГУВД: мол, именно полицейские отвечают за этот участок. Долгие переговоры с дежурными ничего не дали — нет в органах отделов, следящих за подобными нарушениями.
Одним словом, закон есть, а исполнителей нет.
— Некоторые надзорные органы даже и не подозревают, что существует закон о профилактике и ограничении табакокурения, — говорит координатор программы по профилактике табакокурения Национального центра формирования здорового образа жизни Алма Жылкайдарова. — За кафе и ресторанами должны следить сотрудники внутренних дел. Скорее всего, участковые инспектора полиции. Но им, видимо, не до этого — другой работы хватает. То есть, нарушение должны фиксировать участковые, подойдя к этому вопросу с точки зрения законодательства, а МВД — следить за исполнением. Но процесс стоит на месте. Работникам спецслужб не хватает толчка, в данном случае — жесткого приказа сверху или потока жалоб от населения. Станут люди более активны — тогда и начнется преследование ресторанов и кафе, не уважающих законы и позволяющих курить своим клиентам.
И в дополнениях в законодательство по профилактике табакокурения четко названы ответственные за контроль — органы внутренних дел. Но найти того, кому можно было бы пожаловаться на нарушения собственных прав, нереально. И поесть без прихвата никотина сегодня в большом городе практически невозможно. Островков чистого воздуха в полуторамиллионном городе намного меньше, чем абзацев в законе о профилактике и ограничении табакокурения.
И зачем, спрашивается, разрабатывали законопроект, время и деньги налогоплательщиков тратили? Только воздух сотрясали — прокуренный.
Тем временем в Штатах курение становится антиобщественной привычкой. Курильщиков презирают и гнобят. Не берут на работу, не выходят замуж и загоняют в резервации, не дозволяя щелкать зажигалкой в других местах. Покуришь разок-другой на черной лестнице — поневоле расхочется. Бум на здоровье доходит до того, что курильщики со стажем, подцепившие какую-нибудь болячку, предъявляют миллионные иски гигантам табачной индустрии, суды охотно принимают их. У нас же вовсю идет развитие сигаретоделания. Поскольку покупать облегченные сигареты с уменьшенным содержанием смол — те же «Мальборо лайтс» — у среднестатистического потребителя кишка тонка, алматинская фабрика налегает на расширение ассортимента дешевых. Их больше всего сегодня на казахстанском рынке — 36,2 процента.
Ясно, что сигареты подростки покупают беспрепятственно. Меж тем ежегодный «прирост» онкобольных в Казахстане составляет 29 тысяч человек. Всего на диспансерном учете состоит 110 тысяч казахстанцев, страдающих раковыми заболеваниями. Вот только вряд ли кто-либо из них осмелится обратиться в суд с иском против могущественных фирм. И новый, предельно мягкий по отношению к последним закон тут гражданам — не поддержка.
Мы не можем пойти суровым туркменским путем и начисто запретить в стране курение, нарушая тем самым права человека и ссорясь с важными инвесторами. Проще издать закон, который теоретически призван защитить здоровье казахстанцев и ограничить табакокурение. По идее этот государственный документ должен обладать некоторой жестокостью. Он же, к примеру, контроль за вредоносностью табачной продукции миролюбиво отдает в руки тех, кто ее производит. Возможно, потому, что у государства, как водится, нет на лабораторные исследования денег, а у фабрикантов они есть всегда. Вот и предписывает закон изучать процент содержания ядовитых смол производителям за свой счет. Да они — с превеликим удовольствием! Вообще табачные компании ведут себя у нас исключительно примерно: налоги платят цент в цент чуть ли не заранее, технологии модернизируют, о рабочих заботятся, благотворительностью занимаются, законы соблюдают. Тем более, что иногда — это сплошное удовольствие.
Медики считают, что только в Алматы от болезней, спровоцированных курением, ежегодно умирает до 20 тысяч человек.
Какова в этой страшной статистике доля пассивных курильщиков — Бог весть, но, по мнению некоторых ученых, они получают дозу куда более опасную, чем те, кто рискованный дым «производит».