И без рецепта не возвращайся! - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+18 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
И без рецепта не возвращайся!

И без рецепта не возвращайся!

В Алматы есть такое социально-экономическое понятие: "ниже Ташкентской". И в любом городе, конечно, существует район, где контраст с центром велик - люди здесь живут преимущественно в давно не ремонтированных частных домишках или примитивных "панельках", здесь не строят супермаркетов и "забывают" чинить асфальт.

  • 4 Апреля 2006
  • 757
Фото - Caravan.kz

Всегда кажется, что здесь больше пыли, грязи и выхлопных газов, чем в центре, да, наверное, так оно и есть. Этот, отрезанный ножницами престижа район, просят не предлагать в объявлениях по обмену и покупке квартир.
Так вот, в поисках некоего замысловатого учреждения занесло меня на днях значительно ниже Ташкентской. Место, прямо скажем, не дышало оптимизмом. На углу улицы разместился магазинчик а ля сельпо, на двери которого висел лист бумаги с надписью крупными буквами: «Продукты и лекарства в долг не отпускаются». Слова «в долг» были выведены еще крупнее и жирнее (для доходчивости, видимо). Надо бы добавить — и без рецепта, — подумал я.
Как известно, не так давно министр здравоохранения РК Ерболат Досаев «наехал» на провизоров и врачей за то, что люди у нас покупают лекарства без рецептов. «Нужно, чтобы они работали по международным стандартам», — заявил министр. То есть исключительно по рецептам. Прибегаешь в ближайшую аптеку, просишь срочно что-нибудь от, пардон, расстройства желудка, а тебя отправляют к врачу. Иди, мол, и без рецепта не возвращайся. А то, конечно, обопьется кто-нибудь сдуру «Смекты», какие уж тут международные стандарты. Стремление к ним вспыхивает в государственных умах периодически и не всегда понятно обывателю.
Ему, обывателю, удивительны эти «стандартные» импровизации. То есть, с его точки зрения логично было бы наводить международный лоск на отдельно взятом участке отрасли, в которой полный ажур, а участок отстает. Но ведь получается, наоборот: в целом в ведомстве — караул, а мы отчего-то начинаем усиленно драить полы в одной-единственной комнате.
Наверное, надо бы сначала все здание привести в порядок: крышу прохудившуюся заменить, пенициллин со стен вывести. Нашей системе здравоохранения весьма далеко еще до идеального состояния.
К примеру, в прошлом году по сравнению с 2004-м уровень материнской смертности в республике вырос на 8,9 процента. Иначе говоря, каждый год умирают боле ста беременных или только что родивших. Может быть, внимание министерства и его озабоченность по поводу здоровья населения лучше обратить на родильные дома? На низкую квалификацию, а зачастую, и полное ее отсутствие у врачей?
Впрочем, кажется, г-на Досаева во всей этой рецептурной заварушке не слишком волнует чье-либо здоровье. Потому что он намерен… штрафовать провизоров за продажу лекарств без рецепта. «Сегодня частники гонятся за доходами», — сказал главный здравоохранитель, характеризуя работу аптек. Вот лейтмотив озабоченности — наживаются на нас с вами! Но, помилуйте, было бы довольно странно, если бы они стремились работать себе в убыток.
И если уж государство отдало торговлю анальгином и пластырем в частные руки, то что ж теперь строить из себя святую невинность?
Аптечные организации имеют лицензию именно минздрава на занятие фармацевтической деятельностью, в том числе, с правом розничной торговли лекарственными средствами. Те, что содержат наркотические ингредиенты, ни один провизор без рецепта не продаст — такие препараты даже у обнаглевших вконец частников находятся на строжайшем учете. Что касается остального…
Если я долгое время принимаю какие-то таблетки, назначенные врачом, то и рецепта мне не нужно. Как и провизору — потому что он отчасти психолог и отлично видит и чувствует, кто какой препарат спрашивает. Врачи же повадились лекарства выписывать на простой бумажке, а не на бланке, каковую привычку также подверг критике их руководитель. Но по личному опыту знаю, — «серьезное» лекарство врач как попало не выпишет, а заверит рецепт личной печатью, на которой будет стоять его фамилия.
Что же получается? Слон из мухи. Или видимость генеральной уборки. Кроме борьбы с безрецептной разболтанностью министр намерен искоренить аптечные киоски, даже в поликлиниках и больницах. Тут уж я совсем ничего не понимаю. Почему в больницах-то? Одна надежда — до 2008 года, на который назначено сражение, еще есть время.
Может министра чем-нибудь другим поруководить назначат? А то ведь тем, кто вынужден лекарства в долг брать, совсем туго придется…