Гуманность к оступившимся – добро или зло? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Гуманность к оступившимся – добро или зло?

Гуманность к оступившимся – добро или зло?

Первый месяц весны выдался оживленным. Это связано также и с публичным обсуждением гуманизации уголовного наказания и реформы уголовно-исполнительной системы.

  • 8 Апреля 2011
  • 2499
Фото - Caravan.kz

Речь идет о предстоящей амнистии для уголовных преступников, приуроченной к 20-летию независимости страны, а также о дальнейшем совершенствовании механизма условно-досрочного освобождения преступников.

Либерализация уголовного законодательства и декриминализация преступлений, не представляющих большой общественной опасности, с переводом в категорию административных правонарушений подарили надежду сотням оступившихся людей по всей стране вернуться к нормальной повседневной жизни.

Но что ждет их на свободе? Кто продумал программу трудоустройства бывших осужденных хотя бы в первое время? И готовы ли они влиться в общество с нормальными жизненными установками?

По словам руководителя Национального центра по правам человека Вячеслава КАЛЮЖНОГО, под амнистию подпадают 13 тысяч осужденных. Г-н Калюжный предлагает местным властям трудоустраивать их на работу как на частные предприятия, так и находящиеся в государственной собственности. Несомненно, вопрос актуальный. Чем чревато отсутствие занятости и законного источника дохода для таких лиц, думается, ясно всем. Будучи не адаптированными к жизни в общественной среде и фактически социально не реабилитированными, вчерашние преступники рискуют вновь оказаться по “ту сторону забора”.

Однако оптимизм правозащитника не разделяет вице-министр труда и социальной защиты Биржан НУРЫМБЕТОВ, который публично заявил: “Наряду с теми, кто сегодня высвобождается из мест лишения свободы, у нас в стране 470 тысяч безработных, 2,5 миллиона самозанятых, у которых стратегия деятельности сводится к выживанию. Они в большей степени относятся не к занятым, а безработным. Поэтому, я думаю… это намного больше, чем эти 13 тысяч амнистированных”. Г-н Нурымбетов подчеркнул, что условия трудоустройства для них не отличаются от других.

Есть еще один аспект проблемы. За цифрами отбывающих наказание или условно-досрочно освобожденных – не только судьба осужденного, но и тех, кому он причинил вред на воле.

На одном из недавно проведенных “круглых столов” председатель Конституционного совета Казахстана И. РОГОВ высказался по этому поводу так: “Мы все время говорим о правах человека в уголовном процессе и иногда забываем о том, что вообще-то главное в уголовном процессе – обеспечить своевременное раскрытие преступления, привлечение виновного к ответственности и наказание виновного. Но при этом обеспечить необходимые гарантии для того, чтобы невиновный не был привлечен к ответственности и чтобы в отношении виновного в совершении преступления применялись меры, не нарушающие права человека. Вот совместить эти на первый взгляд противоречивые институты вполне возможно”.

Еще одно компетентное мнение по этому вопросу высказано членом Конституционного совета Н. Белоруковым, который считает, что корень проблемы заключен еще и в том, что сложившаяся система тюремного заключения не обеспечивает трудовую занятость осужденных и, соответственно, не стимулирует их к  сохранению имеющихся  или освоению новых профессиональных навыков.

Для того, чтобы действительно проявить гуманность, надо ответить не только на эти вопросы. Думается, нужны детальный анализ и предание общественной огласке того, сколько из ранее “прощенных” государством преступников действительно вернулись к нормальной жизни, а сколько угодили за решетку вновь.

Ведь общество, налогоплательщики вправе жить спокойно, требуя от правоохранительной, судебной и уголовно-исполнительной систем нормального функционирования: чтобы людей потом не расстреливали среди белого дня в центре города, на глазах у граждан.