Как это без комиссий? А кто же тогда будет отбирать и подписывать? Где логика? И вот тут взорвался спикер палаты Нурлан Нигматулин.
“Президент поставил задачу, – напомнил он, – закрыть эту кормушку для чиновников и разного рода прилипал. Что делает министр финансов? Вносит документ, в котором нет ни слова, чтобы достичь этой цели. Депутаты ему всё расписали. Теперь он стоит на трибуне и перечисляет эти нормы. Что за подход?”.
А дальше еще гуще.
“Возникает вопрос, Ерулан Кенжебекович, заинтересованы ли вы в этом? Я не говорю лично о вас. Для чиновника лучше и легче взять и объявить конкурс несостоявшимся. А затем заключить договор из одного источника. Вот вы и таскаете за чубы все свои компании к нужному вам результату… Принес дырявый законопроект. Как у вас рука поднялась подписать его?”.
Напомню. До недавнего времени почти треть всех госзакупок в стране была совершена именно неконкурентным способом. То есть из одного источника. А речь идет о триллионах тенге. Немудрено, что, когда депутаты предложили исключить норму о закупе из одного источника и карать за это первых руководителей госорганов штрафом в 100 МРП, представители минфина взмолились: может, не надо так сурово? А что вместо? Награждать медалью “Спасибо за работу” 69-й степени и дипломом “За особые приметы” от МВД и прокуратуры?
В среду же мажилис безропотно согласился с предложением сената убрать из законопроекта по вопросам информации норму, разрешающую рекламу пива отечественного розлива в отечественных же СМИ.
В верхней палате парламента посчитали: раз в прошлом году производство пенного напитка увеличилось на 11 процентов и этот рост произошел при полном запрете рекламы, то она и не нужна. Не знаю, может, спикер сената г-н Ашимбаев пиво на дух не переносит?
Сегодня в Казахстане варят десятки сортов пива ведущих мировых брендов. Плюс популярные региональные – от “Шымкентского” до “Карагандинского”, и так далее. На рынке должна быть конкуренция. Ну и патриотизм как-то должен присутствовать. А им тут и не пахнет. Если Маулен Сагатханович забыл, то напомню. В конце июня министр информации и общественного развития Аида Балаева проинформировала членов правительства и депутатов парламента, что “из-за пандемии коронавируса прогноз потери рекламных доходов средств массовой информации исчисляется в этом году от 30 до 60 процентов”.
Это означает только одно: нет возможностей производить качественный отечественный контент на телеканалах. То есть заранее сдались зарубежным конкурентам. Прежде всего – российским. Газеты сокращают тиражи: нет рекламы (не только пива) – нет денег оплачивать растущие аппетиты типографий. А расценки и тарифы продолжают расти. Да, не бывает прогресса без ошибок. Но надо же замечать нюансы и адекватно реагировать на проблемы? В трудные времена с паршивой овцы и шерсти клок – удача. У наших СМИ и это отобрали.
Кстати, на исходе лета российский премьер-министр Михаил Мишустин включил СМИ в список наиболее пострадавших от пандемии отраслей – и телеканалы, и газеты. Наш сенат пропустил это мимо глаз, ушей и сознания?
Для примера. Пару лет назад был в командировке в Европе. В газетах – реклама китайского пива! Не знаю, как оно конкурировало с местными сортами. Аборигены, подозреваю, все равно предпочитают родное. Но реклама-то есть!
Спрос на айфоны и прочие гаджеты, которые тоже не очень полезны для организма человека и домашних животных, растет ежегодно. Может, запретить их пропаганду? Автомобили тоже часто выступают орудиями убийства… Ну вы поняли. Дальше – рекламу чего еще запретить?
Вот водка – безусловно, очень скоропортящийся продукт. Некоторые граждане до сих пор не научились хранить его долго. Может, потому что “тяжелые” напитки перестали рекламировать? А что губит людей? Ну вы помните из известной песни – не пиво, а вода!
Во вторник министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев объявил Казахстану водный апокалипсис к 2030 году. По его словам, суммарный речной сток в 2019 году составил в РК 83 кубокилометра, что на 20 процентов ниже многолетнего показателя. Дальше, очевидно, будет только хуже. Потому что половина стоков – импортные: из Китая, России, Узбекистана и Кыргызстана через трансграничные реки. А там тоже растет потребление воды.
Что делать? Магзум Маратович ударил серпом по самому мягкому – рису и хлопку, которые выращивают в южных областях. Они – главные водохлебы, выкачивающие на себя 13,3 кубокилометра влаги ежегодно. Да и учет этой неучтенной откачки, включая распределение потоков, недонастроен. Ну, как и проект закона о госзакупках: кто, почем, когда, где?
Одна фишка в спиче хозяина экологии и повелителя природы почему-то осталась незамеченной.
Г-н Мирзагалиев четко сказал, что воду, которую тратят на хлопок и рис, “лучше использовать для выращивания более выгодных культур – овощей, плодово-ягодных, рапса”. Может, и так. Но у меня вопрос: а кто и за сколько будет искать рынки сбыта продукции для “переобувшихся” фермеров? Сам министр? Или спихнет проблему на коллегу из министерства сельского хозяйства Сапархана Омарова?
Но в одном я с Магзумом Маратовичем на неделе полностью согласился (кстати, и мажилис с сенатом тоже). Я про ужесточение наказания за незаконную вырубку деревьев. Снес одно – высади 30. И таких же! Штраф в особо циничных случаях – до 4 миллионов 375 тысяч тенге. Нормально для первого раза в качестве предупреждения? Почему такую же меру для нарушителей правил госзакупок не придумали? Или они считают, что в клерках министерства финансов и госкомпаний пропал дух волюнтаризма? Они перестали лазить (вспомните интонацию героя известной комедии) в госказну за любимыми, но неучтенными доходами? Ирония судьбы?
Что взбесило на неделе, так это непонятка, когда 9–12-классники начнут обучаться по комбинированной программе.
Поскольку “удаленка” всё больше и больше отдаляет их от нормального образования. А потери в знаниях, по признаниям педагогов, уже становятся невосполнимыми. Третья четверть? Возможно, “но это уже не материал для вузов”. Слишком сильно сказано?..
А так, будьте здоровы. И всех-всех – с наступающим Новым годом!
Алматы
STunik@caravan.kz