На сегодня в этом списке наиболее амбициозно выглядит блок стран, объединившихся под знаменем ГУАМ.
Последние события внутри ГУАМ, связанные с выходом Узбекистана, позволяют по-новому оценивать перспективы развития и существования данной организации.
Отметим, что ГУАМ при участии Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии был создан в 1997 г. при активном содействии США. Задачами организации провозглашались развитие экономического сотрудничества и разрешение региональных конфликтов.
В июне 1999 г. в организацию вошел Узбекистан, и она стала называться ГУУАМ.
Через два года Ташкент приостановил участие, а в начале мая 2005 г. заявил о выходе из организации. Президент Узбекистана Ислам Каримов объяснил это несогласием с изменением первоначальных целей организации: «В последнее время делается акцент на идеологической и военно-политической составляющей сотрудничества».
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что Ташкент насторожили прозвучавшие на прошедшем в Кишиневе саммите ГУАМ призывы к созданию черноморско-балтийской дуги демократии и стабильности, а заодно — демократизации Белоруссии, не вписывающейся пока в эту дугу.
По версии российского экспертного сообщества, геополитическая задача ГУАМ, сформулированная в недрах дипломатического ведомства США, состояла в создании между Россией и Европой «санитарного кордона». При благоприятном развитии обстоятельств (на что надеялись на Западе) организация могла бы привлечь в свои ряды Белоруссию, а также Калининградскую область и другие «транзитные» российские территории.
Объективным доказательством того, что ГУАМ в ближайшее время намеревается расширить свой состав, стало заявление министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка о том, что, с точки зрения Украины, ГУАМ является международным союзом, и войти в него смогут не только бывшие советские республики, но и страны, находящиеся вне постсоветского пространства.
Очевидно, что именно в этой связи на кишиневский форум, прошедший 22 апреля 2005 г. в столице Молдовы Кишиневе, были приглашены лидеры Польши, Румынии, Литвы, Болгарии. Между тем приглашение на саммит представителей Польши и Румынии объясняется благодарностью, которое испытывают — соответственно — Ющенко и Саакашвили к Варшаве и Бухаресту за то, что поляки пытаются помочь Киеву внедриться в НАТО и ЕС, а Бухарест лоббирует в этих структурах интересы Кишинева.
В то же время как Варшава, так и Бухарест заинтересованы в расширении и дальнейшем успешном функционировании ГУАМ. Подобный интерес объясняется прежде всего тем, что расширение данного «союза» позволяет отодвинуть «санитарную зону» от рубежей Польши и Румынии вглубь постсоветского пространства.
А это означает, что при расширении состава ГУАМ, как Польша, так и Румыния автоматически перестают носить статус «пограничных территорий», который по многим параметрам накладывал определенного рода условности на взаимоотношения между Россией и данными государствами, а также между странами Евросоюза и «пограничными» с Россией странами.
Между тем приглашение на вступление в ГУАМ получил и Азербайджан. Действительно, президент Азербайджана И. Алиев оказался перед нелегким выбором. С одной стороны, своим участием в ГУАМ, имеющим демонстративно антироссийскую окраску, Алиев как бы бросал неспровоцированный вызов Москве, совсем недавно признавшей Баку стратегическим партнером.
С другой стороны, азербайджанский лидер объективно заинтересован в решении карабахской проблемы, посредством привлечения грузинского и молдавского президентов в выгодном для Азербайджана ключе.
В тоже время в отношении Азербайджана нужно отметить, что очередные выборы в парламент данной страны состоятся осенью 2006 года. Поэтому И. Алиев, учитывая опыт Украины и Грузии в данной сфере политической деятельности, вряд ли будет заинтересован в членстве в ГУАМ.
Немаловажно отметить, что на большинстве встреч стран ГУАМ присутствовали представители от США — являющихся по некоторым оценкам прародителем данного блока. Не стал исключением и кишиневский саммит, на котором присутствовал советник по вопросам Евразии и — одновременно — сопредседатель Минской Группы ОБСЕ Стивен Манн.
Исходя из провозглашенных целей последних инициатив организации, уже сейчас можно выявить некоторые черты, отождествляющие деятельность ГУАМ на постсоветском пространстве:
— создание «санитарного пояса» вокруг границ России;
— расширение состава стран-участниц ГУАМ;
— создание для участников организации на базе ГУАМ трамплина по вступлению в ЕС;
— экспорт «демократических ценностей» через вмешательство во внутренние дела государств, которые, по мнению членов ГУАМ, достойны демократических преобразований.
ГУАМ предполагалось задействовать, скорее, не столько в качестве инструмента реального содействия евроинтеграции, сколько в роли своеобразного коллективного рупора для пропаганды в регионе лозунгов западного сообщества.
В этом отношении становится понятным решение президента Узбекистана о выходе республики из ГУАМ.
И это очевидно, так как поддержка Каримовым Ющенко и Саакашвили способна придать новый импульс в деятельности узбекской оппозиции, которая уже сегодня тщательно изучает опыт смены власти в соседнем Кыргызстане. Принимая во внимание тот факт, что президентские выборы в Узбекистане состоятся в следующем, 2006 году, можно говорить о своевременном решении президента Узбекистана по членству в ГУАМ.
После выхода из ГУУАМ Узбекистана, официальный Киев начал переговоры по привлечению возможных новых членов или партнеров организации. Ранее, по окончании второго заседания Парламентской Ассамблеи ГУАМ в Ялте председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин заявил, что к ГУАМ могут присоединиться такие страны, как Россия, Казахстан, Турция, Армения и другие страны, расположенные в черноморско-каспийском регионе.
Так Украина 7 июня предложила Турции стать постоянным наблюдателем в объединении ГУАМ. Такое предложение, по сообщению пресс-службы президента Украины, сделал Виктор Ющенко в ходе встречи с президентом Турции Ахмедом Недждет Сезером.
В данном случае интересным симптоматичным выглядит высказывание президента Грузии на Кишиневском саммите, где был оглашен лозунг о демократизации Белоруссии в рамках создания «дуги демократии и стабильности от Черного до Балтийского моря».
Но политические заявления не всегда находят свое логическое продолжение. В этом случае интересно рассматривать ГУАМ не только со стороны популистских высказываний политических деятелей, но и анализировать другие аспекты деятельности данной организации.
Так, президент Украины Виктор Ющенко выступил с идеей создания специальных военных сил ГУАМ — подразделений, которые будут осуществлять «миротворческие операции» в конфликтных зонах.
Также на прошедшем в конце мая в Ялте заседании ассамблеи ГУАМ парламентарии четверки завершили формирование своих совместных структур и учредили три профильных комитета — по политическим и правовым вопросам, торгово-экономическим, научным и культурным, которые разработают законодательную базу для сотрудничества по названным направлениям. На свои первые консультации представители комитетов съедутся в сентябре в Кишинев, а уже июне 2006 г. в молдавской столице пройдет третье заседание ассамблеи.
В тоже время в экономическом плане ГУАМ как организация по-прежнему остается мало востребованной. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что выделенные американцами еще в прошлом веке порядка 40 млн. долл. на конкретные экономические программы так и не были освоены странами-членами ГУАМ.
Незначительность их экономического сотрудничества демонстрируют и данные по товарообороту: на долю Грузии и Азербайджана в прошлом году пришлось не более 2% от общего объема молдавского экспорта и импорта. Побольше оказалась доля Украины: 6,57% молдавского экспорта и 24,6% импорта. Для сравнения: у России, с которой Молдавия традиционно имеет положительное сальдо торгового баланса, эти показатели, соответственно, составили 35,8% и 12,9%.
Объективно складывающаяся ситуация показывает, что в настоящее время в странах-участницах ГУАМ доминируют упаднические настроения Так, лидер молдавского движения «Равноправие» Валерий Клименко назвал и саму организацию ГУАМ и ее путеводную цель «искусственными и призванными лишь внести дополнительный разлад в отношения государств-членов со стратегическим партнером Россией, ослабления которой сегодня явно добивается Запад». В этом ракурсе интересно и другое высказывание данного лидера, в котором он говорит, что симптоматичное голосование по евроконституции во Франции и Голландии продемонстрировало неприятие их населением идеи присоединения к ЕС бедных и слабых государств постсоциалистического пространства, не способных на равных сотрудничать с могучими европейскими странами.
В этом случае ситуация может проясниться в 2007 году, когда станет ясно — возьмут ли Румынию в Евросоюз или нет, а также истекут сроки Плана действий Евросоюза и Молдавии. При отрицательном решении вопроса блок ГУАМ может прекратить свое существование. При положительном решении вопроса по Румынии ГУАМ может получить второе дыхание и имеет шансы на расширение организации путем привлечения в нее новых членов.
Между тем, эксперты сомневаются в реалистичности расширения организации ГУАМ.
Указывается на то, что с момента создания этой организации складывается тенденция не к расширению, а, наоборот, к сокращению числа стран-участниц.
Так как чрезвычайная политизированность блока не позволит конфликтующим в настоящее время странам объединиться в рамках ГУАМ. Разногласия между Арменией и Азербайджаном, Арменией и Турцией или Грузией и Россией делают перспективу расширения ее деятельности в черноморско-каспийском регионе невозможной.
Как следствие этого внутриорганизационная конфронтация между государствами-членами ГУАМ при уменьшении финансирования данной организации со стороны США могут ускорить процесс завершения столь амбициозного и по определению недолгосрочного проекта.