Традиционное регулярное зло
В Казахстане на протяжении лет сложилась всем известная устойчивая тенденция осеннего подорожания продуктов углеводородного сырья. Правительство снова проигрывает сражение бензиновым баронам. Если это не является очередной игрой на публику. Ситуацию с повышением цен на бензин депутаты называют то беспомощностью правительства, то специально организованной акцией.
Парадоксально, но факт: бензин, керосин и даже мазут год от года становятся сказочно дорогими для нефтеносной державы. И что самое интересное, с одной стороны, как известно, на мировом рынке цены на нефть один из самых нестабильных факторов — то поднимутся, то опустятся. В Казахстане же не наблюдалось прецедента снижения цен, — они только росли. Бензин, керосин и т.д. если и падали в цене когда-либо, то с новой силой потом уже «шли в гору».
К примеру, если в 1994 году печное топливо стоило 4 тенге за литр, то сегодня оно стоит 27-30 тенге за тот же литр. Правда и доллар тогда был дешевле. Печное топливо же — это низкокачественный продукт по технологической структуре являющейся темной фракцией, ниже которого стоит только мазут, однако ничего не мешает стоить ему чуть ли не как платина.
К примеру, в Южно-Казахстанской области цены на ГСМ начали расти в начале уборочной страды. Если в июле месяце этого года тонна дизтоплива стоила $160, то в августе она выросла уже до $232. Это обстоятельство негативно повлияло на темпы уборки, которые в этом году начались позже обычного на 15-20 дней из-за прохладного лета.
Заместитель акима ЮКО Ислам Абишев сообщил, что в будущем году руководство области намерено выйти в правительство с предложением, чтобы постановление о запрете на вывоз топлива подписывалось с учетом сроков уборки на юге. Он также предлагает еще один вариант решения проблемы — просить об увеличении суммы, выделяемой из республиканского бюджета на беспроцентные кредиты для приобретения ГСМ.
В 2001 году крестьяне ЮКО получили на это 80 млн. тенге, в 2003 — 120 млн., на 2004 г. власти ЮКО намерены просить на эти нужды 400-450 млн. тенге.
Эксперты и официальные лица выдвинули целый ряд версий причин подорожания нефтепродуктов. В правительстве Казахстана не исключают, что причиной резкого повышения цен на нефтепродукты может быть сговор между компаниями, поставляющими сырую нефть для переработки на НПЗ.
«Вопрос в том, что владельцы нефти, становясь собственниками нефтепродуктов после уплаты за переработку нефти, создают аффилированные торговые дома и пытаются через них добрать ту маржу, которую они не получили от экспорта», — заявил вице-премьер правительства Сауат Мынбаев, выступая на пленарном заседании мажилиса парламента РК. Таким образом, компании-поставщики сырья пытаются монопольно контролировать рынок нефтепродуктов.
Вице-премьер не предоставил конкретных доказательств, сославшись лишь на предположение о возможном ценовом сговоре. С. Мынбаев напомнил, что министерство энергетики и минеральных ресурсов республики устанавливает квоту на экспорт по трубопроводам для каждого поставщика нефти, поскольку экспортные возможности через казахстанские нефтепроводы ограничены объемом 17,5 млн. тонн нефти в год.
Объемы нефти сверх этих квот отправляются на переработку на казахстанские НПЗ. Напомним, что в Казахстане действуют три НПЗ: Атырауский (на западе), «PetroKazakhstan Products » (на юге) и ПНХЗ (на севере) общей суммарной мощностью переработки до 13-14 млн. тонн нефти. Между тем уровень нефтедобычи в этом году в республике планируется довести до 52 млн. тонн против 47 млн. тонн в прошлом году.
Как известно, в Казахстане экспортные цены на нефть значительно ниже внутренних, по которым нефть поставляется на НПЗ. Отечественные же НПЗ перерабатывают сырье по тарифам, утвержденным антимонопольным ведомством, при этом, не владея ни одним граммом ГСМ.
Еще одним фактором повышения цен на ГСМ в Казахстане, как считает, С.Мынбаев, является рост внутренних цен на нефть в России. Так, в 2001 году внутренняя цена на сырую нефть в РФ составляла $50, в 2002 году — $70-80, в начале этого года $90, а летом увеличилась до $140 за тонну. «Как только эта дешевая российская нефть не поступает на Павлодарский нефтехимический завод, это становится объективной основой для того, чтобы владельцы сырой нефти, перерабатывая свои объемы на заводах, могли каким-то образом координировать свои действия».
Во время правительственного часа в парламенте, остался не озвученным вопрос мажилисмена Валентина Макалкина, почему тарифы пересматриваются два раза в год, а не одновременно с принятием бюджетов всех уровней. При увеличении тарифов ставится под удар исполнение бюджетов, утверждает депутат. Кроме того, при повышении тарифов на коммунальные слуги надбавки, которые пенсионеры стали получать с нынешнего года, уйдут на платежи.
Выдвинув версии, чиновники начали предпринимать меры, которые, к сожалению, пока никаких положительных результатов не приносят. В Казахстане, кроме традиционных сельхозработ, катализатором роста цен служит приближение отопительного сезона. Кроме квотирования экспортной доли, в этом году было принято решение о проведении проверок деятельности нефтяных компаний и фирм Агентством по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции.
Казахстанское законодательство позволяет государству вмешиваться в дела нефтяных и бензиновых фирм в силу того, что они заняты деятельностью стратегического порядка, и несмотря на то, что они вроде бы являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и не финансируются государством.
«По всем трем крупнейшим поставщикам, связанным с тремя нашими НПЗ, сейчас такие проверки ведутся, суть которых заключается в сборе доказательного материала, на основании которого можно сделать юридическое заключение о наличии ценового сговора», — сообщил председатель Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Ораз Джандосов на пленарном заседании мажилиса парламента. К концу сентября, сказал он, эти проверки будут завершены. По их итогам антимонопольное ведомство может обратиться в судебные инстанции для наложения «достаточно крупных штрафов».
Он посетовал, что у антимонопольного агентства нет достаточных процессуальных полномочий, в частности, права изъятия необходимых документов, в рамках проводимых проверок. Соответствующие поправки в антимонопольное законодательство, сказал глава агентства, в настоящее время находятся на рассмотрении в рабочей группе парламента.
Схемы? Схемы! Схемы:
Бахытжан Сагинтаев, заместитель председателя антимонопольного ведомства, подводя итоги проверки трех предприятий, занимающих доминирующее положение на внутреннем рынке нефтепродуктов (ЗАО Торговый дом «КазМунайГаз», ОАО » PetroKazakhstan Products «, ТОО «Меридиан-П»), привел доказательства нарушений антимонопольного законодательства. Так, «КМГ» (бывший ШНОС), после того как был включен в реестр, повысил цены по нефтепродуктам и незаконно ограничил доступ к продукции потенциальным продавцам. Компания реализовывала продукцию на основе конкурса, который проходил таким образом, что, если предлагаемая цена покупателя была ниже средней цены рынка, конкурс считался недействительным. Антимонопольное ведомство направило предписание, чтобы компания отменила положение о проведении конкурса.
В «PetroKazakhstan Products» были выявлены серьезные нарушения порядка ценообразования. А «Меридиан-П» почему-то вообще выдавали за субъект малого бизнеса, хотя доходы этой организации говорят совершенно о другом.
Бизнес, нужно сказать, здесь творится отнюдь не маленький. По результатам анализа финансовых документов, выявлено, что только за 2002 год она реализовала продукции на сумму 18 млрд тенге, а обороты за 8 месяцев текущего года составили 19 млрд тенге. Кроме того, «Меридиан П» получила от «Мангистаумунайгаза» продукции на 5 млрд 600 млн тенге без оплаты.
Общая сумма монопольного дохода, полученного предприятиями, составила 1 млрд. 35 млн. тенге. Согласно закону, эти деньги должны быть изъяты в бюджет по предписаниям антимонопольного ведомства.
За проявленный героизм…!
Не так давно в Алматы закончилась проверка местной крупной бензиновой конторы «Гелиос», которая по праву может носить звание «королевы южно-столичных бензоколонок».
Из 200 городских АЗС ТОО «Гелиос» владеет 40 колонками. В данном случае фирму проверяла солидная комиссия, состоящая из сотрудников не только антимонопольного ведомства, но также, страшно сказать: чинов из финполиции, ГУВД, Налогового комитета, городского управления юстиции, а также экспертов-общественников. Казалось бы, от ТОО не должно было остаться камня на камне, но события потекли в иное русло.
Документам, которые предоставили комиссии сотрудники «Гелиос», проверяющие почему-то поверили без особого вникания в подробности. Отчет вызывает слезы умиления и требует представить ТОО «Гелиос» к награде орденом за заслуги перед отечеством первой или второй степени.
Несмотря на то, что перед комиссией стояли совершенно четкие цели проверки «Гелиос», по мнению эксперта Василия Резвана, председателя «Комитета предприятий общественного питания и сферы услуг г. Алматы», эти цели не были достигнуты, либо были проигнорированы. А цели были четкими: определение порядка формирования цен и обоснованность расчетов калькуляции цен; определение доходов по выполненным работам и услугам; использование данных средств, проверка реальных доходов и расходов; проведение мониторинга закупа и договорной базы предприятия, реальное исполнение данных договоров и т.д. и т.п.
В общем и целом эксперт счел, что по некоторым вопросам фирмачи обвели комиссию вокруг пальца. Во-первых, не стали рассказывать про всю свою договорную базу, сославшись на отсутствие журнала регистрации договоров. Хотя при подобном, отлично поставленном деле, должен быть педантичный учет всех договорных документов. И что подозрительно, члены комиссии не очень-то и налегали на коммерсантов.
В конечном итоге, они встали на их защиту, проникнувшись завидным пониманием. Получается, что в таких условиях сговору очень трудно не возникнуть, — это просто идеальная среда.
Кроме того, в «Гелиосе» тщательно скрывают, что в этом году продавался исключительно павлодарский бензин. Одним из грехов комиссии также считается отсутствие в итоговом отсчете результатов хозяйственно-финансовой деятельности за 2001-2002 г.г., как точки отсчета от последней проверки.
По мнению того же эксперта, необходимо было отразить, что предыдущая проверка, проводившаяся в прошлом году, выявила такие факты, как завышение цен, неоправданно высокую маржу в ценообразовании компании. Компания была также наказана за несвоевременное и неполное предоставление информации уполномоченным органам. Было установлено, что в тот период покупка производилась у разных производителей и посредников.
Во-вторых, комиссия выявила такой факт, как покупка бензина, произведенного исключительно павлодарским нефтеперерабатывающим заводом (ПНПЗ). Мало того, что бензин оказался павлодарским, куплен он был уже через третьих или четвертых посредников. Таким образом, эксперты-общественники подозревают, что между компанией «Гелиос» и вышестоящими посредниками существует договоренность, благодаря которой финансовая отчетность показывает якобы убыточною деятельность предприятия, а также помогает укрыть прибыль. А убыток у компании, по ее отчетам не малый — 279 910 387 тенге в 2002 году. Честно говоря, удивляет, как компания могла устоять после такого урона. В отчете указано, что устоять удалось благодаря «старому жиру». 2001 год принес немеряную, сказочную прибыль, но зато уже следующий год принес полное лукошко убытков и проблем.
Все это, по мнению экспертов-общественников нарушает п.п. 10 ст. 5 Закона РК «О недобросовестной конкуренции» и, следовательно, данные действия подлежат введению государственного контроля в соответствии с Законом РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 7 апреля 2003 г.
В данном случае интересна официальная позиция представителей самого ТОО «Гелиос» в отношении повышения расценок на нефтепродукты. Из отчета следует, что компания «держалась до последнего». В то время как 16 июля цены начали плавно расти вверх, в «Гелиосе» их держали до последней возможности, пока «не сдали нервы и не дрогнула рука». По словам представителей компании, цены на бензоколонках были ниже в сравнении с другими компаниями примерно на 1-2 тенге, однако эта мелочь спровоцировала дикий ажиотаж среди водителей. Народ толпился и требовал гелиосовского бензина, создавая аварийную обстановку на АЗС. Клиенты потеряли человеческое обличие и вначале вырывали друг у друга пистолеты для заливки бензина, а потом дошли до применения физической силы с целью избиения противников. В конец одичавшие потребители рвали шланги. Ситуация накалялась, рискуя запалить бензин. Якобы из-за возросшей потребности возросла нагрузка на местное оборудование, из-за чего начали выходить из строя счетчики топлива. Видимо, иностранные насосы рассчитаны на выдачу малыми порциями. Когда порции возрастают и учащается выдача, умные машины перестают соображать.
Далее следует прямая цитата из отчета: «Компания вынуждена была мобилизовать огромное количество материальных ресурсов и персонала, дабы хоть как-то стабилизировать сложившуюся ситуацию.
Меры по привлечению значительных дополнительных ресурсов не помогли стабилизировать положение дел на заправках, потому как с 28 июля произошло резкое увеличение цен на сетевых АЗС города». Так как цены выросли везде, компания «Гелиос», по причине снижения ажиотажа и человеческих жертв также решила поднять цены. Как говорится, силы были на исходе и после кровопролитных боев на третий день оборона пала. Умиляет и удивляет, честно говоря, не издевательская ирония руководства компании «Гелиос» над своими клиентами, изложенная на бумажке, а то, как фирма успешно борется с извечной мечтой честного капиталиста — спросом на собственную продукцию.
Нефтяная, бензиновая мозаика
Объем переработки нефти за 8 месяцев 2003 года в Казахстане составил 5, 098 тыс. тонн., что составило 121,1% к соответствующему периоду прошлого года. Об этом сообщил, выступая на пленарном заседании мажилиса 3 сентября с.г., министр энергетики и минеральных ресурсов РК Владимир Школьник.
В августе месяце было переработано 847 тыс. тонн нефти, что составило 124,4% к августу 2002 года. По данным министра, в целом в республике за 8 месяцев 2003 года выработано 1 млн. 239 тыс. тонн (104%) автобензина и 1 млн. 820 тонн дизельного топлива (122,3%). Вместе с тем, как сказал министр, «порядка 30% нефтепродуктов мы завозим из России. В основном, это касается северных областей Казахстана. По этой причине рост цен на ГСМ в конце июля — начале августа был связан, как считают наши аналитики, с ростом цен на ГСМ в Российской Федерации. Стоимость нефти на внутреннем рынке России в этот период выросла с $90-100 до $135-140 за тонну. «Рынок Казахстана зависит от цен Российской Федерации», — отметил министр.
Кроме того, «цена на нефть не снизилась после Ирака и составляет примерно $30 за баррель». Для стабилизации стоимости ГСМ на внутреннем рынке в период проведения сельхозработ, по словам министра, были предприняты ряд мер. В частности, принято постановление правительства № 843, которым ввели запрет на вывоз дизтоплива. Кроме того, с 22 июля из планового ремонта выведен Павлодарский НПЗ, а также «произведено условное закрепление областей за каждым НПЗ».
Интересно отметить, что казахстанские НПЗ закрываются на «плановые ремонты» аккурат к посевной, и в правительстве ничего не могут поделать с этим техническим недоразумением. Завод, конечно же, не может «сломаться» в другое время года. Напрашивается вопрос на повестке дня: не ценовой ли это сговор бензиновых баронов с государевыми людьми?!
В косвенное подтверждение этой мысли высказался и глава правительства Даниал Ахметов, констатировав, что во время уборочных работ сельхозпроизводители приобретают дизтопливо у оптовых операторов, на которых указывают княжеские перста местных акимов.
«Мы согласовали отпускную цену (на дизтопливо) заводов не выше $185 за тонну», — подчеркнул министр Школьник. По его информации, «в настоящее время обстановка с ГСМ стабилизировалась», а остатки дизельного топлива на сегодняшний день в целом по республике составляют 70,2 тыс. тонн.
Челобитная
В период подъема цен на горючее, Минсельхоз РК обратился в Минэнергетики и антимонопольное агентство с просьбой оказать содействие в понижении цены для сельхозтоваропроизводителей, по причине произошедшего роста цен на ГСМ на внутреннем рынке Казахстана, значительно превышающий традиционный осенний рост цен на ГСМ. При этом прекратилась поставка ГСМ на внутренний рынок. Так, отпускная цена ОАО PetroKazakhstan Products на дизельное топливо выросла до $234 за тонну или до 30-34 тенге за литр против 22-24 тенге за литр до 10 июля. Вслед за Petro Kazakhstan Products цены на ГСМ поднял и ПНПЗ. При этом Шымкентский нефтеперерабатывающий завод обеспечивает 60% — 385,4 тыс. тонн от необходимого объема ГСМ на осенне-полевые работы.
24 июля у экс-вице-министра МЭМР Ляззата Киинова было проведено совещание с участием представителей НПЗ, МСХ и департаментов сельского хозяйства акиматов. Здесь было принято совместное решение об отпуске дизельного топлива сельхозтоваропроизводителям по цене не более $185 за тонну. Однако PetroKazakhstan Products не исполнила принятые решения, в результате чего цена за тонну топлива возросла до $233-234.
2 августа вице-премьер Сауат Мынбаев провел совещание с участием представителей АРЕМ по вопросу соблюдения ОАО PetroKazakhstan Products антимонопольного законодательства. В результате принятых мер тремя республиканскими ведомствами, цена на ГСМ для сельских хозяйств на Petro Kazakhstan Products и ПНПЗ была снижена до $185 за тонну, на АНПЗ — до $160. Кроме этого, на АНПЗ были увеличены объемы переработки сырой нефти, торговый дом «Казмунайгаз» направил часть своих резервов ГСМ на нужды сельского хозяйства.
Общая обеспеченность ГСМ сельского хозяйства РК в настоящее время составляет около 74%. Отставание от графика поставок ГСМ наблюдается в южных регионах, где началась массовая уборка урожая различных культур. В министерстве энергетики и минеральных ресурсов признают, что внутренние потребности в углеводородном сырье, отечественные переработчики не обеспечивают. Как сообщил недавно во время встречи с российскими нефтяниками начальник департамента индустриальной политики Минэнерго Мусабек Исаев, внутренние потребности в дизельном топливе составляют 10 миллионов тонн в год. Чтобы обеспечить внутренний рынок бензином нужно переработать 11,5-12 миллионов тонн сырья в год. На сегодня 30% потребляемого бензина импортируется. Это относится в основном к приграничным с Россией регионам.
Стихийными действия производителей нефтепродуктов назвать сложно. Один из парламентариев даже обрисовал схему производства и реализации нефтепродуктов в родном отечестве. Как выясняется, весь это процесс находится под жестким контролем самих чиновников. От подобных действии в первую очередь страдают крестьяне знойную пору страды. Депутаты-члены фракции Аграрной партии Казахстана считают, что настало время раз и навсегда решить эту проблему в законодательном порядке, урегулировав ситуацию с оборотом нефтепродуктов Казахстана. Депутаты считают, что это нужно было сделать как раз в годы поддержки аула. «Нефтяная и энергетическая мощь страны должна содействовать продвижению агропромышленного комплекса вперед, а не тянуть ее назад к развалу», — отмечают парламентарии.
Если хлеб — всему голова, то бензин — всему кровь
Повышение цен на ГСМ, в первую очередь, сказывается на себестоимости продукции, производимой крестьянами. В нынешнем году цена на зерно резко поднялась. Если в 2002 году цена на зерно третьего класса составляла 9100 тенге, то нынче она равна 15 тысячам тенге. В этой связи сельчане надеялись немного подзаработать.
Но рынок ГСМ не дает им это сделать. Выходит, тонна горючего стоит больше тонны зерна. Селянин опять в накладе. В год поддержки села на местах власти пытаются поддержать сельское хозяйство. В Западно-Казахстанской области на приобретение горюче-смазочных материалов в этом году выделено 318 миллионов тенге, но эти средства не были рассчитаны на сезонное повышение цен. Каждый надеется на порядочность другого, хотя в жизни получается все наоборот. Реальность такова, что группа лиц, владеющая краником на горючее, регулярно ставит под угрозу благополучие хлеборобов и овощеводов, повышая своими действиями цену на продукцию полей и ферм, делая ее малоконкурентоспособной на рынке. В связи с этим возникает и другой вопрос. Не факт, что руководство страны стремится получить членство во Всемирной торговой организации (ВТО). Условия игры этого картеля, как известно, запрещают поддерживать отечественное сельское хозяйство.
Следовательно, получив там членство, казахстанское сельское хозяйство окажется на грани вымирания, находясь под двойным шквальным огнем мирового гегемона и местных бензиновых кланов.
Подводя итоги экономического развития прошлого года, глава государства подчеркивал, что некоторые показатели его откровенно разочаровали. В частности, уровень инфляции оказался выше планировавшегося и составил 6,6 проц. годовых. В данной ситуации становится трудным представить себе эффект от экономического подъема страны, если в магазинах безудержно растут цены…
Начало нынешнего года в этом плане также выглядит малообнадеживающим: в январе инфляция составила 1 проц., в феврале ее удалось «зажать» в 0,4 проц., но по году тенденция явно грозит выскочить из обещанных 5-6%. годовых.
Больше НПЗ хороших и разных!
Складывающаяся ситуация похожа на плохой анекдот. Правительство, время от времени, морщит лоб, силясь разработать «рычаг» давления на зарвавшихся нефтяников. Однако чтобы оно не придумывало бы, ничего не получается. С одной стороны, нет целостной концепции. С другой, если бы даже она и была, до конца бы ее все равно не стали бы исполнять. Такова уж политическая реальность, — то голова застрянет, то хвост увязнет. И всегда найдутся причины и поводы там, где задействованы солидные джентльмены с солидными портмоне.
Чтобы не быть голословным по поводу правительства и лишний раз его не обижать напрасно, приведем один пример. Какая-то умная официальная голова придумала установить фискальную аппаратуру с целью контроля отпуска и взимания налогов на АЗС, и, конечно же, за счет бензиновых воротил. Видимо, эта голова приехала из Америки или прилетела с планеты Марс. Только там все бензоколонки цивильно оборудованы. В Казахстане же на местах порой водители заправляются в чистом поле, где придется. Цивильные заправки есть только в крупных населенных центрах. Одна такая АЗС стоит порядка 1 млн. долларов. Неофициальная цена (взятка) разрешения акима на установку бензоколонки стоит около 50 тыс. долларов. В результате, на периферии, единственным фискальным аппаратом служит глаз заправщика.
Как только бензиновые бароны начнут устанавливать фискальную технику, потребители получат новый виток цен, причем не малый. Во-вторых, не придумали еще такую технику, которую нельзя было бы обмануть. В-третьих, может оказаться, что ее некуда будет вставлять. В одном единодушны официальные чины и независимые эксперты.
Чиновник Ораз Джандосов и независимый эксперт Василий Резван считают, что основное напряжение создает ничтожно низкое количество НПЗ (3 штуки). Фактически, это является монополией, невзирая на то, что, на рынке работает бессчетное количество бензиновых фирм и фирмочек. Следовательно, данная монополия диктует свои условия всем, даже правительству, беря его в долю.
В краткосрочном периоде это очень выгодно, однако в долгосрочном периоде, это является губительным. Если правительство не одумается и не поднимется над схваткой, оно так и останется «под пятой» у нефтяных баронов. В связи с этим, ему было бы разумней разработать и воплотить экономическую программу по увеличению НПЗ и довести их число до нескольких десятков. Рынок уже сам покажет оптимальное число заводов, необходимых для эффективного ценообразования. Это также позволит разбить ценовой сговор. Понятно, что завтра НПЗ не начнут плодиться как грибы после дождя. Правительству необходимо внести эту задачу в число приоритетных. Ведь может же, к примеру, отдельная семья, проживающая в Чечне, организовать у себя на дому мини НПЗ. Тем более, правительству должно быть стыдно, что оно такое большое, а проблему решить не может.
Кроме того, предлагается на законодательном уровне запретить всех посредников, работающих между НПЗ и розничными торговцами. Необходимо обязать работать конечных продавцов ГСМ напрямую с заводами-изготовителями. Это поможет разрушить механизм шарика-малика получения бесчестной, незаконной прибыли и дикого ценообразования.