Когда-то здесь кипела жизнь, признанные мастера кино Тенгиз Абуладзе, Отар Иоселиани, Эльдар Шенгелая дышали этим воздухом, ходили по этой земле и снимали свои неподражаемые истории… Сегодня немые свидетели былого расцвета грузинского кинематографа – это плакаты старых фильмов на белых стенах административного здания. Однако, несмотря на почтенный возраст – 101 год – и болезненное состояние, грузинское кино вновь нащупывает почву для роста.
Вековой юбилей
На въезде меня встречает памятник в форме дерева, над которым восходит солнце. Солнце, которое однажды вновь засияет над грузинским кинематографом. А пока… Ни одной таблички, извещающей о том, что это и есть знаменитая грузинская киностудия. “Памятник – все, что осталось от студии” – шутят грузины. Как известно, в каждой шутке есть доля правды…
Когда идешь по киностудии “Грузия-фильм”, на ум невольно приходит сравнение с нашим “Казахфильмом”. Объемная территория, расположение зданий, стандартные павильоны, построенные по заказу Госкино, железные ворота – все это, наверное, можно найти на любой киностудии стран бывшего СССР. Нынешние здания “Грузия-фильм” были построены в 1969 году, но это считается “новой” студией. Старая находилась на проспекте Плеханова, теперь там планируют построить “киногород” – это будет развлекательный центр с множеством кинотеатров.
Кстати, в прошлом году у грузинского кино был вековой юбилей.
– К 1908 году относятся первые документальные хроники. Первый полнометражный документальный фильм был снят в 1912 году – “Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми”, – рассказывает заместитель директора “Грузия-фильм” Ачико Менагаришвили.
Урожай-2008 – 10 фильмов
Головное здание “Грузия-фильм” полностью отремонтировано, здесь находятся лаборатории по оцифровке видео, его озвучиванию, павильон для создания различных капающих, стучащих, скрежещущих звуков. В одной из студий как раз шла запись оркестра из Голландии. На территории киноконцерна есть даже православная церковь, построенная не так давно.
– Два года назад мы начали обновление в техническом плане – отремонтировали здание, закупили новые кинокамеры, лаборатории, – продолжает Ачико Менагаришвили. – Камеры, которые переводят съемку в цифровое изображение, машины по цветокоррекции, осталось закупить съемочную технику и освещение. У нас есть освещение старого поколения. В подвале мы планируем сделать кинохранилище, на втором этаже – школу для подготовки кадров.
Другие здания “Грузия-фильм” все еще сохранили советскую архитектуру, впрочем, и их скоро ожидает капитальная реконструкция. Влияние же экономического кризиса непосредственно на грузинское кино вылилось в то, что режиссеры вынуждены снимать на цифровую камеру.
– Мы сняли пять фильмов, еще три картины – частные студии плюс есть копродукция, итого получилось около десяти картин за прошлый год. Правда, некоторые фильмы были начаты еще в 2005 году. Посмотрим, что будет в этом году. Сейчас снимаются малобюджетные фильмы, которые окупаются на местном рынке. Это цифровые проекты с бюджетом от 300 до 500 тысяч долларов. Мы недавно снимали совместно с бакинской частной студией. Очень хотелось бы наладить такие контакты и с Казахстаном, нам это очень интересно!
Кино наших дней
В грузинском кинотеатре “Руставели”, что находится недалеко от здания парламента, все, как в любом алматинском кинотеатре, – от попкорна до репертуара. Стоимость билета в среднем составляет 10 лари, это примерно 900 тенге. Вот только грузины отказались от практики дубляжа картин и демонстрируют их на языке оригинала с грузинскими субтитрами.
Как и в наших кинотеатрах, основная масса посетителей – молодежь и дети. Местной продукцией зрителей балуют нечасто. В мае в местный прокат выходит картина “Другой берег” грузинского режиссера Георгия Овашвили. Картина выпущена при участии казахстанского продюсера Саина Габдуллина. Она уже побывала на Берлинском кинофестивале этого года, а в начале июля фильм отправится на другой кинофестиваль класса “А” – “Восток–Запад” – в Карловы Вары.
– Как показывает практика 2008 года, сейчас есть очень большой интерес к отечественным фильмам, – продолжает Менагаришвили. – Поскольку люди давно не видели новых грузинских картин и идут на них с удовольствием.
Сегодня в Грузии функционирует около 20 кинотеатров. В дни пребывания автора статьи в Тбилиси состоялась премьера фильма “Карабах-2”, снятого в этом году на “Грузия-фильм” и ставшего продолжением “Карабаха-1”. Картина повествует о ситуации в Абхазии.
Последние крестоносцы
Рядом с административным зданием “Грузия-фильм” обосновались частные студии. Помещения им сдают в аренду, “чтобы можно было работать всем в одном месте”.
– Раньше мы сюда приходили, как на работу, – говорит кинооператор Варлам Карчхадзе. – Были съемки, командировки, сейчас все разбежались. Остались маленькие частные студии и продюсерские компании, они тут и сидят.
Заглядываю в одну из таких студий. За компьютером колдует человек, который отрывается, чтобы со мной поздороваться, и даже предлагает просмотреть трейлер их проекта.
– Фильм называется “Крестоносцы” (оригинальное название картины – In the Land of the lost crusaders . – Прим. авт.). Это полуторачасовой полнометражный фильм о людях из уголка Муцо, которые очень хорошо фехтуют. Там до сих пор остались хорошие тренеры. Они устраивают разные состязания, учат тому, как раньше воевали грузины, – рассказывает Шалва Самхарадзе, главный технолог GFM Studio. – История начинается с встречи в Нью-Йорке двух парней, оба грузины, и один хочет научить другого фехтованию. Хочет, чтобы его друг своими глазами увидел этих уникальных людей. Для этого они приезжают в эти дальние края. Фильм сняли полтора года назад, сейчас проходит черновой монтаж.
Тут же мне предложили приехать летом и попутешествовать по этим спрятанным от людских глаз местам. Говорят, раньше там проживали всего несколько семей, а сейчас, возможно, лишь одна. Люди все чаще уходят в города, теряя свои корни…
И каскадеры, и кони были…
В 2006 году на “Грузия-фильм” произошел страшный пожар. Огонь уничтожил архив киностудии, однако негативы и копии были восстановлены. И это не все испытания, которые довелось пережить великой грузинской киностудии. Она уже смирилась с потерей зверинца, конюшни и целой каскадерской школы.
– Знаешь, какие лошади были красивые, ух! Когда был Советский Союз, это была одна из самых богатых студий. Не каждая студия могла себе позволить содержать зверинец, – продолжает оператор Варлам Карчхадзе. – Нанимали наших каскадеров, когда снимали батальные сцены в Украине, Азербайджане, Армении. Сейчас в зверинце держат собак, а раньше тут жили медведи, волки, козы, утки – было все, что душе угодно! Сейчас студия – как техническая база. У нас есть киноцентр, который объявляет конкурс среди режиссеров, и тот, кто выигрывает, использует ее как базу для создания фильма. Я думаю, это правильно. Грузия – маленькая страна, зачем держать столько людей?
Покидала я грузинскую кинообитель со смешанными чувствами. На аллее памяти на меня печально смотрели известные актеры этой страны – Ната Вачнадзе, Акакий Хорава и другие. И хотя многое потеряно, многое ушло, есть люди, которые, невзирая ни на что, снимали и будут снимать грузинское кино.
Марина ХЕГАЙ, Тбилиси – Алматы, фото автора