Грустные размышления и печальные итоги бурной недели - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-3 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Грустные размышления и печальные итоги бурной недели

Грустные размышления и печальные итоги бурной недели

Прошедшая неделя была богата на самые разные события. В России окончательно поняли, что власть избрала новые, более жесткие методы взаимодействия (читай - борьбы) с бизнесом и обществом. В Казахстане политики значительно активизировались.

  • 17 Ноября 2003
  • 969
Фото - Caravan.kz

На неделе они демонстрировали свою принципиальность и честность, борясь за мнения казахстанцев. В самом начале недели еще оставалась небольшая надежда на то, что Михаила Ходорковского отпустят, и над Россией развеются тучи. Президент В. Путин продемонстрировал свою силу еще в понедельник на саммите ЕС-Россия и, приобретя адвоката в лице итальянского премьера, окончательно «затянул удавку» на шее у недобросовестных бизнесменов.
Пока президент находился за рубежом, в России высказывания в отношении ареста олигарха стали гораздо мягче.
В Москве начали считать: сколько потеряли, сколько приобрели. Оказалось, что потеряли гораздо больше, чем ожидали. Российская власть осознала это очень поздно. Миллиарды, медленно утекающие из России, не смогли остановить ни власти страны, ни иностранные эксперты, прибывшие на помощь. Помочь Москве попытался вице-президент агентства Moody’s Джонатан Шиффер. В интервью Би-би-си он заявил, что его агентство не будет менять рейтинги России, а случай с ЮКОСом он назвал «изолированным».
Однако не исключил повторения подобных ситуаций в будущем. Потепления в отношениях России и западных инвесторов после интервью не произошло. В Москве, по-прежнему, дует сильный холодный ветер.
Математический расчет потерь и прибыли после ареста М. Ходорковского и акций ЮКОСа произвел на неделе профессор американского университета (между прочим, заведующий математической лабораторией) Делавэра Сергей Лопатников. Его расчет оказался прост для понимания и крайне непривлекателен для российских властей. Доходы от нефтяной отрасли — это 30-40% бюджета России.
Учитывая объемы экспорта нефти и налогов, поступающих от ЮКОСа, доля этой компании в бюджете составляет 10-15%. Переходя с языка цифр на язык слов, эта компания контролирует определенные рычаги управления Россией. Профессор С. Лопатников выражается жестко: для полного контроля над страной достаточно всего 5-10% бюджета. И передача даже части ЮКОСа американским компаниям — это передача власти в России. Логика простая, но железная. Становятся понятны и испуг российской власти, и последовавшая за этим агрессия по отношению к ЮКОСу и ее руководителям. Остается без ответа важный для России вопрос: что делать, если огромная компания находится в частных руках? Ответ может быть только один — любым способом влиять на нее, пока это возможно. Если бы состоялась сделка по продаже М. Ходорковским 40% пакета акций ЮКОСа американцам, то контроль над компанией властью был бы утрачен. Допустить этого было нельзя.
Главный вывод, к которому приходит профессор С. Лопатников — в руках у владельцев компании, контролирующей 5-10% бюджета, появляется возможность инициировать масштабные политические кризисы и влиять на власть.
Возникает аналогия с Казахстаном. Что будет в республике, в которой большинство нефтяных компаний — частные, а нефть играет значительно большую роль в формировании бюджета, нежели в России. Таким образом, получается, что казахстанский бюджет уже находится под контролем американцев, канадцев и другие иностранцев.
Власть в Казахстане никогда не отличалась слабостью, но, по логике вещей, и у компаний, работающих в республике, есть возможность «рулить» политикой и политиками по своему усмотрению. И кризисы, соответственно, возможны в любое время.
В октябре-ноябре республика к такому кризису стала приближаться с огромной скоростью. В Казахстане резко выросли цены на бензин. Повышение произошло во всех регионах и вызвало недовольство большинства казахстанцев.
События развиваются по сценарию, написанному русским профессором из США — группа компаний уверенно контролирует процессы, происходящие в стране. Одна-две компании, поднявшие отпускные цены на нефть, провоцируют не только экономический, но, как следствие, и политический кризис. То есть кризис может создать любой монополист, а в республике их предостаточно: нефтяники, энергетики, связисты и другие.
Политические соратники руководителя Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Ораза Жандосова, видимо также познакомившись с мнением профессора С. Лопатникова, попытались отвести удар от своего единомышленника. О. Жандосов, призванный бороться с неправомерными действиями монополистов, оказался слаб в ситуации с бензиновым кризисом. Сопредседатель партии «Ак жол» Алихан Байменов на этой неделе заявил, что главный антимонопольщик страны предпринимает очень много «эффективных мер по исправлению ситуации с дефицитом нефтепродуктов и ростом цен на них».
О. Жандосов действительно делает очень многое, но назвать его действия эффективными язык не поворачивается. На неделе он начал борьбу в суде с одним из нефтяных гигантов — ОАО «ПетроКазахстан». Сенсации из этого не делали, но преподнесли как правое дело. А по сути действия ведомства О. Жандосова выглядят печально. И Ораз Алиевич, как никто другой, должен это понимать. Допустив формирование на нефтяном рынке компаний-монополистов, государство оказывается бессильным в борьбе за понижение цены и другие правые дела.
Другое заявление «Ак жола» о том, что ситуацию с ГСМ и бензином пытаются использовать для дискредитации О. Жандосова, выглядит и вовсе странно. Коли так громко говорится об усилиях, предпринимаемых Антимонопольным агентством в борьбе с нерадивыми нефтяниками, то каким же образом можно использовать ситуацию против О. Жандосова? Или речь идет о том, что понимают все: бессилие антимонопольного ведомства, а значит и людей, работающих в нем? Тогда, безусловно, О. Жандосов дискредитирован.
Между тем в течение всей прошлой недели партия «Ак жол» и ее руководители упоминались СМИ очень часто. В прошлое воскресенье партийцы провели свой третий съезд, тем самым, продемонстрировав повышение активности на политической сцене: десятки интервью в газетах, масса громких и очень любопытных высказываний. И делают их, в основном, новые в партии люди, позиционированные как «политические тяжеловесы» и «очень грамотные специалисты». Список внушителен. В нем присутствуют депутат, академики, журналисты, послы — один бывший и один нынешний.
Интересны все. Но особенно привлекают внимание последние. Посол действующий — представитель Казахстана в Иране Толеген Жукеев. Во всех газетных публикациях акжоловцы подчеркивают, что он бывший вице-премьер и секретарь Совбеза. Правильное уточнение, потому что эти факты мало кто в Казахстане помнит: заместителем руководителя кабмина он был в течение всего девяти месяцев в 1994 году, а секретарем Совбеза — год, до октября 1995. С тех пор он в ранге посла и, естественно, что в республике о Жукеееве-политике помнят плохо. Напоминание о себе с помощью вступления в партию вряд ли пойдет на пользу Т. Жукееву. Советник президента Ермухамет Ертысбаев буквально через несколько дней после съезда «Ак жола» разразился несколькими очень жесткими высказываниями. В том числе и в отношении государственных чиновников, вступивших в эту партию. Вот его слова: «Быть оппозиционером за государственный счет — это, извините, жирно». Оставив без внимания стиль высказывания государственного чина, можно сделать вывод, что первый звонок послу уже прозвенел. Дождется ли Т. Жукеев второго на своем нынешнем месте, пока не ясно.
Вторая фигура, усилившая «Ак жол» — Алтынбек Сарсенбаев. Как и Т. Жукеев, руководил когда-то Совбезом, ранее — министерством информации, а совсем недавно — посольством в России. Уход А. Сарсенбаева с госслужбы и его приход в большую политику ознаменовались несметным количеством скандальных откровений. PR-компания, устроенная оппозиционерами, и впечатляет, и удивляет одновременно. Акжоловцы достали все «чужое грязное белье», которое успели собрать. Вспомнили добрым словом всех — чиновников, которые тоннами закупали сигареты в безналоговом магазине в Москве, чиновников, которые многое на себя берут и «торпедируют реформы». В газете, симпатизирующей «Ак жолу», вторую неделю недобрым словом вспоминают противника оппозиционной партии — премьер-министра. Даниал Ахметов, оказывается, любит выпить. И не только прохладительные напитки. У читателя, наверное, должно возникнуть впечатление, что глава кабмина ежедневно выпивает свое любимое количество — «полтора литра» (по первоисточнику) и уж только после этого пытается управлять страной. А. Сарсенбаев продолжает вспоминать… Заместитель руководителя администрации президента Казахстана в прошлом году так перебрал в Москве, что не смог прибыть на встречу с российскими коллегами. Бывший посол негодует — остановить чиновника было невозможно — «он имеет привычку пить в одиночку». Почему-то о неприличном поведении государственных служащих, причем такого высокого ранга, никто ничего и никогда не сообщал. Молчали, видимо, до удобного момента. Он наступил, когда Алтынбек Сарсенбаевич и его коллеги перестали быть госслужащими. И сразу появились принципиальность и честность, необходимые для получения голосов избирателей.
Принципиально и честно уже вторую неделю представители партии делают громкие заявления. Насколько известно, никто из лидеров «Ак жола» не владеет нефтяными компаниями. Но кризисы ведь создают не только нефтяники?
В одном из последних интервью на неделе руководители оппозиционной партии вновь говорили о том, что борются не с президентом, а с его окружением. Как и в случае с О. Жандосовым, вопрос восприятия. Но если ситуация с бензином рассматривается однобоко только одним человеком (по логике), то ситуация с активизацией политической борьбы в Казахстане, видимо (опять же по логике), может быть воспринята вовсе не в пользу «Ак жола». И уже далеко не одним человеком…