И спасти его, по мнению специалистов, могут только самые радикальные и решительные меры.
Лесами в Казахстане покрыто чуть более 4 процентов ее территории. Резко континентальный климат, преобладающий на большей части страны, обуславливает жесткие лесорастительные условия, затрудняющие воспроизводство лесов, и лесоразведение.
К этому добавляется отрицательное воздействие на леса человека и его хозяйственной деятельности. Лесные пожары, возникающие в 95% случаев по вине человека, чрезмерные порубки леса, выбросы в атмосферу загрязняющих веществ — все это самым негативным образом сказывается на лесах.
Только за последние три года произошли более 2 тысяч случаев лесных пожаров, на площади более 150 тыс. гектаров. Выявлено около 13 тысяч случаев незаконных порубок леса, объемом более 160 тыс. кубометров.
С учетом этих обстоятельств лесное хозяйство в Казахстане должно быть направлено на сохранение лесов, как экологически ценных объектов, имеющих прижизненную ценность, на расширение лесов и только с учетом этих факторов, они могут быть рассматриваемы как источник получения древесины для промышленных нужд.
Лесное хозяйство подвергалось реформированию. До 2000 года государство, по сути, мало обращало внимания на леса, не до того было. Государственные лесные хозяйства — лесхозы, имели юридическо-правовую форму республиканских государственных предприятий (РГП) с правом хозяйственного ведения и осуществляли как хозяйственные функции, так и функции управления и контроля.
Финансовых средств от их деятельности едва хватало на первоочередные противопожарные мероприятия, а также на погашение лесных пожаров. Кстати, без возмещения этих затрат из бюджета. Финансирование лесхозов, в связи с тяжелой экономической ситуацией, производилось по остаточному принципу. Средства выделялись только на заработную плату, которая не выплачивалась порой по 5-6 месяцев. У лесхозов росли долги.
К 1999 году кредиторская задолженность государственных лесных хозяйств в целом по республике составила более 800 млн. тенге. Начались процедуры по их банкротству.
В течение последних десяти лет лесхозы практически не обеспечивались форменным обмундированием, техникой, материалами. Материально-техническая база лесхозов была очень слабая. В 1999 году были приняты новые Законы — «О бюджетной системе», «О государственных закупках», ряд других нормативных актов, и лесхозы, хоть они и являлись РГП, утратили возможность получать средства из бюджета на содержание своих работников, а также совмещать хозяйственную деятельность и контрольно-надзорные функции. Но период безвременья не мог продолжаться бесконечно — состояние лесов становилось просто вопиющим. С учетом сложившейся крайне неблагоприятной обстановки в области сохранения лесов и животного мира, в 2000 году было начато реформирование отрасли.
Одним из основных направлений было определено разграничение хозяйственных функций, связанных с лесозаготовкой и переработкой древесины, от функций управления и контроля.
На первом этапе 146 лесохозяйственных предприятий, совмещавших эти функции, были реорганизованы в 139 государственных учреждений по охране лесов и животного мира — лесхозы, и 16 республиканских государственных предприятий (РГП).
Основными задачами лесхозов, содержащихся за счет республиканского бюджета, были определены охрана лесов, обеспечение контроля за использованием лесов, других биологических ресурсов, регулирование лесопользования.
В связи с недостаточным финансированием по сохранению и воспроизводству лесов, на первом этапе эти функции были возложены на РГП, которые должны были выполнять их за счет средств, полученных от заготовки и переработки древесины. Весь лесосечный фонд в основном распределялся этим предприятиям и, в принципе, они являлись монополистами в сфере лесозаготовок. Сохранение РГП была обусловлена острой нехваткой средств на лесохозяйственные мероприятия. В дальнейшем, в конце 2001 года, 15 РГП решением правительства были переданы в коммунальную собственность областей.
При этом за ними были сохранены функции по выполнению противопожарных и лесовосстановительных мероприятий, как лесопользователей. В некоторых областях, в связи со значительной кредиторской задолженностью, пришлось обанкротить лесные предприятия.
На втором этапе реформирования была использована принципиально новая схема управления лесным хозяйством. В целях передачи функций, непосредственно связанных с охраной и воспроизводством лесов, непосредственно акиматам областей, в январе 2003 года лесхозы, как имущественные комплексы, передали в коммунальную собственность.
При этом собственность на леса сохраняется республиканской. В ведении Комитета лесного хозяйства остаются особо охраняемые природные территории республиканского значения, а также организация обслуживания лесного хозяйства.
После создания единого областного территориального управления лесного и охотничьего хозяйства нового Комитета при Минсельхозе, были объединены областные управления Государственного контроля за животным и растительным миром и областные управления по лесу и биоресурсам. Основные государственные функции в области лесного хозяйства были распределены по уровням исполнительной власти следующим образом:
За Комитетом: осуществление государственного контроля за соблюдением лесного законодательства, управление особо охраняемыми природными территориями, лесоустройство и утверждение лесоустроительных проектов, определение и утверждение лимитов вырубки лесов, заготовки лекарственных, пищевых и других растений. Лицензирование лесопользователей, согласование материалов тендеров по предоставлению лесных ресурсов в долгосрочное лесопользование, ведение государственного лесного кадастра, учета лесного фонда и мониторинга лесов. Комитет отвечает также за лесное семеноводство, обеспечение авиационной охраны лесов от пожаров.
За областными органами: охрана лесов от незаконных рубок, организация противопожарных мероприятий, защита лесов от вредителей и болезней. Они выдают разрешительные документы на лесопользование — лесорубочных и лесных билетов.
Чем же сегодня располагает Казахстан? В прошлом году был проведен очередной государственный учет лесного фонда страны. Такая всеобщая » ревизия» — дело хлопотное, долгое и дорогое, поэтому проводится она, как правило, один раз в пять лет. Специалисты Казахского лесоустроительного предприятия проанализировали полученные данные и цифры.
Общая площадь земель государственного лесного фонда, включая особо охраняемые природные территории, составила 26 млн. 216 тыс. гектаров. Покрытые лесом угодья — 12 млн. 428 тыс. гектаров. Лесистость Казахстана определена в 4,7 процента. Почти 1 млн. гектаров заняты искусственными насаждениями.
Самую большую площадь лесов занимают саксаульники — 50 %, кустарники — 24 %. Иными словами, две трети казахстанских лесов не представляют интереса для промышленности.
Площадь высокоствольных лесов составляет 24 %. Из них хвойные породы занимают 13%, мягколиственные — 11 %. Общий запас древесины оставляет 376 млн. кубометров. В нем преобладают сосна — 97 млн. кубометров, береза — 85 млн. кубометров, и пихта — 59 млн. кубометров.
Наибольшее количество казахстанских лесов приходится на Восточно-Казахстанскую область — 44 %, за ней следует Северо-казахстанская область — 15 %, Акмолинская — 11 %, Алматинская — 10 %, Павлодарская — 7 %.
По всем хвойным лесообразующим породам за пять последних лет произошло снижение запасов. Запасы пихты имеют устойчивую тенденцию к снижению, начиная с 1966 года. Площади пихты уменьшились на 13 %, запасы — на 17 %.
При сложившейся ситуации речь должна идти только об их сохранении и воспроизводстве. В конце января этого года в Павлодаре состоялось совещание, где рассматривался вопрос о введение моратория на рубки главного пользования. За введение моратория высказываются многие лесоустроители, представители неправительственных организаций. Такое предложение внес также акимат Восточно-Казахстанской области.
Специалисты Казахского лесоустроительного предприятия, проанализировав ситуацию, и сочтя ее критической, также поддерживают предложение о полном запрете рубок главного (промышленного) пользования в хвойных лесах на всей территории республики.
Комитет лесного хозяйства принял ряд мер по ограничению рубок главного пользования. Решением Правительства созданы два государственных лесных природных резервата: «Семей — Арманы» в Восточно-Казахстанской области и «Ертыс-Арманы» в Павлодарской области. В состав этих охраняемых резерватов вошли все ленточные боры Прииртышья.
В Восточном Казахстане также создан Катон-Карагайский Национальный парк, площадью более 600 тыс. гектаров. На протяжении последних двух лет действует запрет на рубки в саксаульных лесах и еловых лесах Алматинской области. С этого года прекращены рубки главного пользования в сосновых лесах страны.
В настоящее время Комитет готовит предложения в правительство, запрещающие рубки главного пользования во всех хвойных и саксаульных лесах сроком на 10 лет.
Остаются мягколиственные породы, рубки ухода и санитарные рубки. То, что произошло с хвойными лесами — это результат чрезмерной эксплуатации их человеком. Запасы лиственных пород — сохранились, потому что лиственница, из-за трудности ее обработки, пользуется у промышленников ограниченным спросом. Деятельность по лесозаготовке и лесопереработке может ориентироваться только на эти ресурсы. Для этого нужны соответствующие технологии, а их пока в Казахстане нет. Поэтому идет сильный нажим со стороны промышленников на правительство, с тем, чтобы ограничения на рубку хвойных лесов были отменены.
В 2003 году, после принятия Лесного Кодекса, значительно изменилось лесное законодательство. Им определена новая государственная лесная политика. Основополагающим принципом кодекса является признание общегосударственного значения лесов, выполняющих климаторегулирующую, почвозащитную, водоохранную функции. Введен новый порядок пользования древесными ресурсами на участках государственного лесного фонда. Лесозаготовки могут осуществляться только при долгосрочном лесопользовании, сроком от 10 до 49 лет. Закрепление участков производится только по результатам тендера. При этом в тендерах могут принимать участие только те, то имеет лицензию на лесоразработки. К февралю этого года Комитетом было выдано 43 лицензии, большая часть приходится на предприятия, работающие в Восточном Казахстане и Акмолинской областях, из них только 7 являются государственными.
Одной из приоритетных задач в лесном хозяйстве является развитие плантационного лесоводства. Этому направлению, а также развитию частного лесовладения, государство намерено оказывать всестороннюю поддержку. Это позволит привлекать инвестиции в лесоразведение и повышать лесистость территории страны.
Меры, принимаемые государством, очень важны для сохранения лесов, но вот достаточны ли — это большой вопрос. Многие специалисты считают, что нужна целевая, долгосрочная, с расчетом на 50-70 лет государственная программа восстановления и оздоровления лесов.
Только тогда пустыни и выжженная солнцем степь не смогут взять верх над веселым зеленым убором земли.