В современном кинематографе один фильм зачастую имеет в себе черты сразу нескольких жанров, но то, что “Ойпырмай” ни разу не лирическая комедия, можно сказать определенно. Это правдивая жизненная ДРАМА.
Есть национальная традиция – отгрохать свадьбу человек на 300 минимум. И вот мать вместе с собирающимся жениться младшим сыном Елдосом – совершеннейшим лентяем, дармоедом и местами просто дураком – едет из аула в Алматы к другим своим детям и просит их отдать последние деньги, залезть в долги, взять кредиты и т.д. и т.п., только чтобы у великовозрастного лоботряса была свадьба на 300 человек и перед соседями не было стыдно. Нормально?
Наверное, и нормально, если бы дети хорошо устроились в городе. Но, главное, кто эти дети? Мелкий госслужащий Канат, живущий с женой и двумя детьми в однокомнатной съемной квартире и вынужденный лебезить перед начальником. Мать-одиночка Майра, работающая в колбасном цехе, крадущая эту самую колбасу, чтобы прокормиться, и живущая с двумя детьми в комнате в общаге, где ее продукты постоянно воруют алкаши-соседи. Тележечник Жанибек с барахолки, живущий в съемном закутке, не могущий жениться на любимой девушке из-за бедности. Есть и еще одна дочь, живущая в селе с богатым мужем, который пьет, а после этого ее бьет. Вот у этих людей мать с сыном-лентяем буквально требуют деньги на свадьбу. И хотя все это называется “комедия”, подается большей частью как драма.
Вряд ли смешными можно считать и сцены встреч детей с матерью. Только для одного из них, Жанибека (отличная роль Ержана Жарылкасына), она действительно Мать, а не способ прокормить себя, незваная гостья или объект затаенной обиды из прошлого.
Тут можно припомнить “Ангела в тюбетейке”, где мать тоже была озабочена женитьбой сына. Но в классической ленте Шакена Айманова главный герой рождал положительные эмоции в душе зрителя, Елдос же вызывает исключительно желание прибить его чем-нибудь тяжелым. Забавно, что ключевым вопросом: “Как же ты, Елдос, семью содержать будешь?” – мать задается только во второй половине фильма. Между тем, глядя на Елдоса, становится понятно, что содержать семью он будет так же, как и жил раньше, как и решил справлять свадьбу, – за чужой счет. Это, наверное, тоже смешно?
Самое интересное, что фильм “Ойпырмай” получился более чем жизненным. Только непонятно, почему акценты расставлены так, что дети, отказывающиеся давать последние деньги на свадьбу оболтуса, выставляются неблагодарными по отношению к матери? И почему в итоге оказывается правильным, что они все-таки эти деньги отдают? А давайте домыслим историю дальше, после хеппи-эндового эпилога? От Каната точно уйдет жена, Майра так до смерти и останется в своей комнатке в общежитии вместе с детьми, Жанибек еще лет …надцать будет таскать по барахолке чужие тюки и умрет в своей съемной лачуге. Ничего не скажешь – хеппи-энд, который даже сопровожден фирменным болливудским массовым танцем.
Если ставилась задача высмеять фильмом некоторые национальные пороки (например, организовать свадьбу на последние деньги, а потом до смерти гордиться и хвалиться, что той был лучше, чем у соседей), то она не выполнена – разве что начальная сцена унижения Каната перед начальником и его восхваления достойна упоминания.
Из “Ойпырмай”, наверное, получилась бы отличная драма – об отцах и детях, об ауле и городе, о нищете и понтах. По сути, это и есть драма, вот только она почему-то перемежается совершенно не вяжущимися с содержанием танцами и парой-тройкой более или менее удачных гэгов, пусть и основанных на “классическом” “Хочу в туалет, а туалет занят”.
Дмитрий МОСТОВОЙ