Репетиции в подвале
История группы началась в австрийском курортном городке Бад-Аусзее, известном тем, что в начале XX века сюда приезжали на лето известные музыканты, писатели, художники. Трое школьных друзей Андреас ШВАЙТЦЕР, Альфред ЯКЛИЧ и Манфред ТЕММЕЛЬ устроили из подвала молодежной гостиницы репетиционную базу. А параллельно освоили более серьезные профессии: Андреас стал полицейским, Альфред – учителем истории и английского, Манфред работал диджеем и переехал в Германию. Летом 1984 года друзья отправились к Манфреду и записали в студии первые песни. Копии кассет отправили во все звукозаписывающие компании. А через несколько дней был подписан контракт на выпуск альбома. Михаэль ШАЙКЛЬ пришел в группу Joy, имея за плечами участие в конкурсе “Евровидение” в 1982 году, где выступал вместе со своей первой супругой Лиззи.
В казахскую степь – на медитацию
Первый альбом группы – Hello возглавил австрийский хит-парад и чарты других европейских стран. В середине 80-х песни Joy доносились буквально отовсюду, а кассеты с записями и черно-белые фотографии участников коллектива продавали в подземных переходах Алматы. В нашем городе был даже фан-клуб Joy. И сегодня группа – желанный гость на ретровечеринках. В Алматы австрийцы приехали на концерт “Классный май”, организованный радиостанцией “Ретро FM Казахстан”.
Но, как выяснилось, о своих поклонниках в Казахстане с почти 30-летним стажем Андреас Швайтцер, Манфред Теммель и Михаэль Шайкль ничего не знали:
– Мы даже не подозревали, насколько были популярны в бывшем СССР, не знали и о том, что есть такая республика – Казахстан. Но чувствуем себя как дома, ведь мы живем в австрийских горах. Правда, ваши горы выше. Здесь очень гостеприимные и музыкальные люди. А на концертах нам все подпевают, это так приятно!
– Может, переедете к нам жить и работать?
Андреас: Основная проблема – в языке, я совершенно не понимаю казахский (смеется). Да и дома у меня – старенькая мама, очаг.
Манфред: В Австрии нас тоже не очень понимают, так как мы из деревни, где свой диалект. Я бы подумал над переездом с условием, что буду жить в пятизвездочном отеле и там же питаться. Не хочу готовить себе. Меня хватает только на яичницу да колбаски. Больше всего нравится ходить в гости к Андреасу, его мама превосходно готовит. Съемочные группы российского и вьетнамского телеканалов оценили ее кухню, когда приезжали в Австрию снимать сюжеты о нашей группе.
Михаэль: После плотнонаселенной Австрии был поражен видом из самолета – огромные свободные пространства, без домов и следов цивилизации. Хотел бы в степь попасть, помедитировать (вместе с супругой вокалист работает над созданием саундтреков для медитаций. – Прим. авт.).
Песня всех стран и народов
– В 1987 году вы гастролировали по Азии, а в Южной Корее Joy стала самой любимой группой, опередив Мадонну и Майкла Джексона. Критики писали, что свою роль сыграла песня Japanese Girls…
Андреас: Мечтали сделать что-то восточное. Когда писал эту песню, очень хотел съездить в Японию. Получилась песня-трансформер для любой страны. В Корее мы пели Korean Girls, в России – Russian Girls. А в Казахстане поем Kazakhstan Girls. Как видите, песню можно переделать на все случаи жизни, и в этом прелесть живого выступления перед фонограммами.
– То есть всегда поете вживую?
Манфред: Да, за редким исключением – студийных телесъемок, когда телеканалы настаивают на использовании фонограммы.
Андреас: Бывают ситуации, когда исполнитель вынужден использовать фонограмму, если съемка или выступление проходят в сложных погодных условиях. Например, если сильный ветер задувает в микрофон и живьем петь невозможно.
– А песни любимым девушкам вы посвящали? Например, хит Valerie?
Манфред: За этой песней стояла история любовных переживаний одного друга.
Увидели 30 тысяч зрителей и… растерялись
– В 90-е годы у многих звезд 80-х наступил период затишья. Чем вы занимались, ведь у группы тоже был период “полураспада”?
Андреас: Я владел ночным клубом и рестораном, что тоже частично связано с музыкой и моей любовью к кулинарии.
Михаэль: Я продюсировал австрийскую певицу, ездил с ней в турне по странам в качестве клавишника.
Манфред: У меня была своя звукозаписывающая студия. В 1996 году с Альфредом Якличем мы создали группу Seep, ставшую успешным музыкальным проектом. До сих пор Альфред в этой группе, его концертный график расписан на полтора-два года вперед, на выступления приходит до 20 тысяч зрителей.
– Когда поняли, что группа снова на волне популярности?
Михаэль: В 2010 году мы решили снова соединиться и, если честно, не осознавали, к чему это приведет (смеется). Вышли на сцену спорткомплекса “Олимпийский” в Москве на фестивале “Легенды Ретро FM”, увидели перед собой 30-тысячную арену, которая нам подпевала. Немного растерялись, но потом поняли – группа снова на высоте.
В джинсах комфортнее
– Вы исполняете только старые хиты?
Михаэль: В программе есть песни из последнего альбома Enjoy, но, как правило, организаторы концертов просят исполнять старые хиты, поэтому звучат лишь две-три новые песни.
– В какие страны особенно хочется поехать?
Андреас: Я фанат Южной Америки, особенно – Бразилии.
Михаэль: Хочу в Австралию.
Манфред: Я бы отправился в годовое турне по островам Фиджи.
– Ваш приезд в Алматы совпал с проведением в Вене “Евровидения”. Следите за этим конкурсом?
Андреас: Нет. Меня это не интересует.
Михаэль: Стараюсь следить, ведь сам когда-то был участником. Это очень важный шаг в карьере музыканта – встретиться с исполнителями из других стран. Многие потом становятся популярными у себя на родине. А то и во всем мире.
– Как, например, Кончита Вурст – яркий образ, вызывающий споры…
Михаэль: В некоторых случаях приходится что-то делать, искать образы, но наша группа обходится без подобных трюков. Эпатаж не для нас.
Андреас: В джинсах нам комфортнее (смеется).
P. S. Кроме музыки у каждого из участников коллектива сегодня есть собственные увлечения и личная жизнь. Михаэль Шайкль женат в третий раз, с супругой у них совместный проект. Манфред Теммель живет с мамой, общается с сыном – он работает шеф-поваром в престижном ресторане австрийского города Бад-Ишль. Андреас Швайтцер является еще участником рок-н-ролльной группы. Он помолвлен с эстонской моделью Кристель Кадак – пара познакомилась в 2011 году на фестивале в Вильянди. На вопрос, не ревнует ли Андреас свою супругу к многочисленным поклонникам, тот ответил: “Это она должна меня ревновать, потому что я – звезда!”.