Грозит ли Балхашу участь Аральского моря: экологи высказались за и против - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Грозит ли Балхашу участь Аральского моря: экологи высказались за и против

Грозит ли Балхашу участь Аральского моря: экологи высказались за и против

Авторитетные экологи Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ и Дмитрий КАЛМЫКОВ высказали свое мнение о том, что происходит с экологией Балхаша на данный момент. Как оказалось, картина вырисовывается довольно неоднозначная.

  • 29 Января 2018
  • 4619
Фото - Caravan.kz

Накануне в Алматы прошла Центрально-Азиатская конференция по вопросам изменения климата, на которой экологи всерьез обеспокоились проблемами озера Балхаш и заявили, что в скором времени ему может грозить участь Аральского моря.

Как оказалось, с Китаем до сих пор не достигнуто соглашение о распределении трансграничных рек. А ведь исток реки Или, что питает озеро, находится в соседней стране, где с каждым годом наблюдается увеличение забора воды для нужд сельского хозяйства.

Проблемы озера Балхаш не кажутся такими очевидными хотя бы из-за того, что о них говорят достаточно мало, в отличие от того, что происходит на Аральском или Каспийском морях. Но при этом нельзя отрицать, что они есть и существуют достаточно давно.

Минимум уровня воды в озере (340,65 метра над уровнем моря) был зафиксирован в 1987 году после окончания заполнения Капчагайского водохранилища, а в январе 2005 года наблюдалось повышение уровня до 342,5 метра. Уже в 2011 году уровень составил 342,73 метра, а в 2013 году — 342,65 метра.

Если смотреть на статистические данные, то никаких проблем будто бы и нет, так как уровень воды остается довольно стабильным. Но многие экологи считают, что это явление временное.

Уже в начале 2018 года многие казахстанские эксперты забили тревогу из-за очередного уменьшения количества воды в озере. По их заверениям, появилась ещё одна проблема – засорение притоков, питающих озеро.

Учитывая столь неоднозначную ситуацию, огромное количество проблем и на удивление стабильно сохраняющийся уровень воды, корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с ведущими казахстанскими экологами, дабы разобраться, на самом ли деле озеру Балхаш грозит участь Аральского моря.

Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ, председатель экологического движения «Табигат»

— Уже много лет экологи заявляют, что в скором времени Балхаш ждет судьба Аральского моря. Насколько эти заявления оправданны?

— Это объективно так. Лично я 30 лет занимаюсь Балхашом. Могу сказать, что изначально его глубина и объем уменьшились из-за строительства Капчагайского водохранилища. Тогда уровень воды в озере упал примерно на 2,5 метра. Все из-за того, что Капчагайское водохранилище по своему объему – это годовой сток реки Или.

Уже после процесс понижения уровня воды продолжился из-за Китая, ведь были переселены миллионы людей в Синьцзян-Уйгурский автономный район. Естественно, им нужна была вода, и они брали ее беззастенчиво. Плевать они хотели на эти международные конвенции по климату.

Потом уже вмешался климатический фактор, началось потепление. Я делал специальную экспедицию на Хан-Тенгри. Под пиком Хан-Тенгри была первая группа крупных ледников. Как раз за счет этих ледников уровень Балхаша чуть-чуть поднялся и держался на уровне. Но стоит учитывать, что 40 процентов ледников уже растаяло, а остальная часть будет таять еще быстрее. Так что пока уровень держится только за счет таяния ледников, и, как только они растают, он начнет стремительно падать.

— Есть ли примерные сроки?

— О сроках говорить сложно, но очевидно, что происходит ускорение. Температура Земли постоянно повышается, за счет чего и случаются серьезные катаклизмы.

— Можно ли хоть как-то решить вопрос с забором воды китайской стороной?  

 — Можно было бы, если бы мы были независящим от них государством.

— Как обстоят дела с промыслом рыбы? Постоянно говорится о снижении квот на ее добычу, но при этом еще растет контрабандный промысел. Так ли это?

— Да, сейчас количество охотников, рыболовов и браконьеров только растет. Мало того, для многих из них это способ выживания. Теперь в рыбалке они применяют метод электрошока, то есть опускают электроды в воду и подключают генератор. В конечном итоге всплывает всё – не только рыба, но и мальки и прочее. Это один из наиболее бандитских способов.

Благо, что сейчас это стараются более или менее контролировать, а раньше всё это спокойно у них проходило. Но подобные способы очень сильно уменьшают продуктивность озера в плане восполнения популяции рыбы. Балхаш сам по себе малопродуктивный водоем, а такие подходы к рыбалке ещё сильнее ухудшают ситуацию.

— Как можно исправить ситуацию? Принимает ли государство в этом участие?

— Государство пока что ничего не делает. Но сейчас появилась идея возрождения туранских тигров, что обитали в окрестностях Балхаша. Я эту идею поддерживаю, но только не для того, чтобы они развели там тигров, все-таки это долгая процедура и, по-моему, маловозможная. Но под видом этого мы, можно сказать, создали бы там заповедник, за счет чего можно было бы куда эффективнее сохранять экологию Балхаша. Все-таки туда все приезжают, рубят деревья, уже изуродовали всю дельту, поджигают тростники. Поэтому заповедник все-таки помог бы немного спасти ситуацию, и его нужно делать.

— А когда его планируют сделать?

— Точных сроков пока нет, ведь это большие деньги, решение государства. Пока что есть только идея. Несмотря на то что министерство сельского хозяйства пытается её продвигать, преградой становятся множество лоббистов, все-таки все чиновники – охотники и рыбаки.

Дмитрий КАЛМЫКОВ, эколог, директор общественного объединения «Карагандинский областной экологический музей»

— Насколько критично обстоят дела с экологией озера Балхаш в данный момент?

— На текущий момент никаких кризисов с экологией на озере нет. Там всё как всегда.

— Уже много лет экологи заявляют, что в скором времени Балхаш ждет судьба Аральского моря. Действительно ли подобное экологическое бедствие может повториться?

— Мы из тех экологов, кто разговаривает с цифрами в руках и старается не делать громких заявлений. В этом плане мы скучные и практические экологи. Мы не знаем тех скрытых «опасностей», о которых говорят те экологи.

Уровень озера то повышается, то понижается, воды отбирают то больше, то меньше. Есть, конечно, угрозы и риски, но никакой катастрофы в данный момент мы не видим.

— Есть мнение, что Китай с каждым годом забирает все больше и больше воды из реки Или, которая питает озеро Балхаш, для своих сельскохозяйственных нужд. Насколько это верно?

— Да, как я и говорил, существуют угрозы. Есть угроза, что Китай заберет воды намного больше, чем надо. Но как это будет и будет ли вообще – неизвестно. Здесь нужно обладать информацией на уровне межгосударственных отношений.

— Как обстоят дела с промыслом рыбы? Постоянно говорится о снижении квот на ее добычу, но при этом еще растет контрабандный промысел. Так ли это?

— Мы поддерживаем снижение квоты, так как государство не в состоянии контролировать браконьерскую добычу. Она, по-моему, совершенно не снижается, а мощностей по ее пресечению у государства все меньше и меньше. Идет массовый бесконтрольный вылов рыбы. Естественно, это уменьшает ее популяцию, ведь браконьеры добывают рыбу совершенно безобразными способами. Например, тонкими невидимыми китайскими сетями, которые потом рвутся, остаются в воде. Было бы понятно, если бы всю эту рыбу ловили, продавали и съедали, но рыба просто бесполезно умирает в обрывках этих сетей.

Когда мы выезжаем на Балхаш ради исследований или же отдыха, всегда устраиваем акции по поиску этих сетей. За час мы вытаскиваем примерно кубометр этих рваных сетей, и в них всегда есть мертвая рыба, которая там запуталась.

— Но государство не принимает никакого участия в том, чтобы все это остановить?

— Нельзя сказать, что «никакого» участия. Все-таки какие-то меры, но принимаются. Какая-то охрана есть, охотрыбинспекция работает, но у нее настолько мало сил, людей, оснащения… Я просто видел, как это делается в других странах: у этих служб куча катеров, вертолетов, джипов. Причем у этих инспекций есть реальные полномочия. У нас, к сожалению, вся эта система сильно разрушена.

— Как это можно изменить?

— По нашему мнению, надо значительно усилить эти службы. Либо государство должно на тендерной основе начать нанимать частные компании, которые и будут осуществлять охрану животного мира.