Грипп остался зимовать - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+10 °C
Алматы
2024 Год
30 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Грипп остался зимовать

Грипп остался зимовать

В Казахстане приступили к разработке национальной программы по борьбе с птичьим гриппом. Казахстанские ученые расшифровали штамм вируса птичьего гриппа. Теперь они могут спокойно его синтезировать и продавать биоматериал для всей страны.

  • 2 Декабря 2005
  • 1127
Фото - Caravan.kz

Это особо актуально сегодня, когда Минсельхоз наконец-то приняло решение создавать собственную вакцину для спасения пернатых от страшной болезни.
Чумовое начало
На карте, созданной учеными научно-исследовательского института сельского хозяйства, хорошо виден путь, который проделал вирус, пересекая границу Казахстана. «Убийца» пришел из Китая, мутировал, изменив свою структуру, и пошел дальше, в Россию.
Последняя сенсация — казахстанский штамм на 99 процентов совпадает не только с китайским образцом, но и монгольским. На сто процентов идентичен российскому. Летуч, агрессивен, смертелен — таковы основные характеристики нового гриппа, который пока еще не называют чумой 21 века, но, только потому, что он может быть пострашнее классической чумы. Впрочем, вирусологи говорят, что известные в истории вехи наступления чумы в разные годы имели «гриппозную основу».
Сегодня, в связи с повышенной активностью нового патогена, ВОЗ не исключает возможность пандемии. Чем и как можно купировать вирус? Сам вирус пока не поддается блокировке. Говорят, швейцарская компания «РОШ», не так давно заявившая об уникальном средстве от птичьего гриппа (для человека), уже забита до отказа заказами и не справляется с производством. Казахстанские ученые, в качестве альтернативы сдерживания наступления вируса, предлагают всерьез обсудить проблему биологической безопасности.
Вирус — под замок
Тревожные звоночки от вируса снова раздаются в катастрофической близи от Казахстана.
Загрипповали Астрахань и Урумчи. Если в Казахстане хоть один человек заболеет птичьим гриппом, промышленная птица погибнет вся! Уничтожат 30 миллионов птиц.
Говорят, это не так много, по сравнению с масштабами той трагедии, которая может развернуться, если вспыхнет новый очаг. При этом ученые опасаются, что к угрозе распространения вируса естественным путем, с помощью перелетных птиц, добавится еще одна — вирус может просто «убежать» из лабораторий, активно приступивших к его изучению.
Россияне указом рекомендовали «вынести» учреждения, работающие с особо опасными инфекциями из областных центров, не говоря уже о больших городах. Страшно представить, что может случиться, если зараза окажется в центре многолюдных мегаполисов. И это не протухшие фантазии закоренелых скептиков. Достаточно вспомнить Китай, в котором атипичная пневмония вышла из лаборатории с высоким уровнем безопасности.
Широко известен и случай, когда в России из биолаборатории города Свердловска вышла сибирская язва. Страна до сих пор подсчитывает убытки.
Если под углом этих реальных опасностей посмотреть на отечественные условия обеспечения безопасности, то можно сказать, что мы относимся к гриппу с прохладцей.
Пожалуй, только лаборатории НИСХИ могут претендовать на звание «закрытой»: по-настоящему недоступной, изолированной, «стерильной». Все остальные центры, взявшиеся за исследования штамма, довольно сильно рискуют и подвергают риску других.
Сегодня вирусом занимаются несколько лабораторий в Алматы и Астане. Все готовы делать вакцину. Однако прежде чем государственные средства, выделенные на эти нужды, будут отданы в те или иные руки, надо четко регламентировать правила работы с вирусами: кому с ними можно «общаться», а кому нет…
Литр формалина без закуски
Недавно в Министерстве сельского хозяйства обсуждалась тактика борьбы с птичьим гриппом у птиц. По итогам заседания составили протокол мероприятий. Чиновники единогласно проголосовали за усиление контроля на таможне за ввозимым импортом мяса. Однако тут же стало понятно, что Казахстан не может себе позволить такую роскошь: санврачи на таможнях не умеют диагностировать новый штамм, в стране нет соответствующего оборудования. При этом та же Япония уже заявила о случае, когда в мясе, завезенном в страну через Китай, был обнаружен вирус птичьего гриппа.
На казахстанской границе в настоящее время стоит 60 тонн мяса. Страна производитель написана одна, но никто не может дать гарантии, что замороженная дичь пришла не из Китая или Таиланда. Охлажденное, оно прекрасно сохраняет в себе смертельный штамм.
Кроме того, экобарьеры, выставленные на границах с Китаем и Россией, должны быть усилены специалистами, умеющими различать новый вирус. Потому как каждому, пересекающему границу, в рот не зальешь литр формалина, страна должна срочно принять государственные меры предосторожности.
Дорогие ошибки
Исследование штамма вируса птичьего гриппа в НИСХИ показали, что вся птица: гуси, утки, куры после заражения погибает на пятые-шестые сутки. Что говорит об убийственной силе новой болезни. В качестве признаков птичьего гриппа ученые называют поражение мозга и центральной нервной системы, после чего птица теряет координацию и ведет себя как пьяная.
У человека вирус практически невозможно обнаружить в крови. Там он не задерживается. В основном накапливается в слизистых оболочках и поражает их. Болезнь протекает жестко, вызывает отек легких и летальный исход.
При таких «картинах» болезни важно верно выставить диагноз. А то уже было ЧП, когда одной из казахстанских птицефабрик с довольно большим племенным поголовьем подписали вердикт, вплоть до полного уничтожения. Убытки могли составить до 50 миллионов тенге. Директор не поверил в выставленный его птичкам диагноз. Привез образцы в институт. Ученые доказали отсутствие птичьего гриппа. Однако каждый раз к «третейским судьям» не наездишься. Опять же, встает вопрос об обучении персонала диагностике, проводимой на местах заражения.
Выделять новый штамм гриппа также должны научиться экологи, отслеживающие перелетных птиц. Последняя партия «залетных» уже собралась в гигантскую стаю со всего мира и села в Каспии.
Этот птичий караван ждали в Казахстане с особой тревогой. В настоящее время на Каспий выехали ученые, которые приступили к мониторингу заграничных птиц. В России этому вопросу тоже уделяется большое внимание. Страна объявила, что часть уток осталась зимовать, поэтому принято решение забрать дикую живность в стационары. Местное население решает вопрос безопасности по-своему: оно отстреливает чужих птиц. Кстати, говорят в Торонто, население, напуганное заразой, также позволяет себе разгуливать с винтовками и палить в летающие мишени.
В поисках слабого места
По последним данным эпизоотическая ситуация в стране вроде бы нормализовалась. Четыре области, отмеченные гриппом, остаются под наблюдением, однако, если вирус пойдет дальше, что будем делать?
ВОЗ, понимая важность момента, своевременно сняла с себя ответственность, заявив, что каждая страна должна позаботиться о себе сама. Нужно разрабатывать национальные программы борьбы с птичьим гриппом. В Казахстане такой документ — в стадии разработки. Ученые внесли в него свой вклад, просчитав, сколько средств необходимо для производства собственной вакцины.
Россия, приступившая к работе над противоядием от гриппа за шесть месяцев уже «съела» один миллиард рублей. Борьба с вирусом обещает быть недешевой.
Хотя сами ученые говорят, что с вирусом воевать бесполезно. Его надо изучать. В качестве экстренных мер предлагают оснастить все области ПЦР-аппаратами, позволяющими идентифицировать возбудитель, и продолжать искать слабые места у штамма.
Правда, пока науке хорошо известны слабые места в иммунитете человека, в котором, увы, нет защиты от нового вируса…