Греби сюда: для чего в Туркестане хотят построить гребной канал - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Греби сюда: для чего в Туркестане хотят построить гребной канал

Греби сюда: для чего в Туркестане хотят построить гребной канал

В правительстве Казахстана рассмотрен и утвержден новый генеральный план развития города Туркестана. Этим документом предусмотрено строительство в духовной столице страны гребного канала.

  • 24 Ноября 2020
  • 1863
Фото - Caravan.kz

Эскизный проект крупного спортивного объекта, не имеющего аналогов в стране, одобрил глава региона Умирзак ШУКЕЕВ. На его территории (гребного канала. – Прим. ред.) разместятся офисы, гостиницы, рестораны, торговые центры, кафе, спортивные и детские площадки, а также аквапарк и детские аттракционы.

Гребля, парусные и водные виды спорта

За информацией об олимпийских стандартах гребного канала я обратился к Денису ЖАРМЕНОВУ. Являясь председателем Ассоциации гребли и парусного спорта Туркестанской области, директором областной спортивной школы олимпийского резерва по водным видам спорта и заслуженным тренером РК, Денис Касымович, пожалуй, как никто другой посвящен в тонкости “гребной” темы. На встрече неожиданно выплыли дополнительные подробности. Как оказалось, инициатором появления гребного канала на карте Туркестана стал сам Жарменов, который с этим предложением вышел на руководство области. Умирзак Шукеев сам приехал на тренировочную базу, на Бадамское водохранилище, чтобы увидеть, в каких условиях тренируются спортсмены. Изучил наши достижения и по результатам встречи сказал, что на следующий год начнется реализация в Туркестане этого проекта.

Строительство канала является частью амбициозной программы по превращению Туркестанской области в центр развития гребных видов спорта РК.

– Чтобы гребцы показывали хорошие результаты, они должны иметь круглогодичную возможность тренироваться на воде. Такие условия есть только здесь, на юге страны. Мы построили тренировочную базу на Бадамском водохранилище, создав необходимую инфраструктуру. До этого момента не было никаких условий – лодки просто под навесом стояли, не было бытовых удобств для спортсменов. Для выхода на международный уровень требовался иной подход: самый лучший инвентарь, база с возможностью проведения двух-трех тренировок в день и учебно-тренировочных сборов. Мы эту задачу выполнили, – рассказывает Денис.

За короткий промежуток времени здесь подготовили двух спортсменов с ограниченными возможностями, которые входят в топ-10 мирового рейтинга. Они стали чемпионами Азии, призерами Азии, чемпионами Кубка Азии. Они являются претендентами на завоевание паралимпийской лицензии в Токио-2020. За всю историю независимого Казахстана не было чемпиона Азии по академической гребле.

Справка “КАРАВАНА”

Сборная РК представлена ведущими спортсменами Туркестанской областной спортивной школы олимпийского резерва по водным видам спорта. Спортсмены готовятся к лицензионным турнирам за путевку на Олимпиаду в Токио-2020. Регион представят Инна Клинова (гребля на байдарках и каноэ), Владислав Яковлев (академическая гребля), а также Жалгас Тайкенов и Бибарыс Спатай (параканоэ).

Спортсмены Туркестанской области вошли в десятку лучших в мире на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне и в 2016 году в Бразилии.

А третий этап программы становления центра развития гребных видов спорта на юге страны – это строительство гребного канала.

– Мы сможем проводить международные соревнования – начнем с Кубков Азии, проведения Кубков мира. Со всех регионов Казахстана, где культивируются эти виды спорта, будут приезжать сюда на подготовку. Потому что этот канал будет соответствовать олимпийским стандартам, – заглядывает в будущее инициатор проекта.

Занимаемая площадь самого канала, обводного русла и инфраструктуры должна быть не менее 80 гектаров земли. Основное и обводное русла – длиной не менее 2 300 метров, больше можно, меньше нельзя. Ширина основного канала – минимум 125 метров, возвратного – 75 метров. Глубина канала не менее 3 метров при стандарте в 3,5 метра. Ширина канала рассчитана на 9 дорожек. Вместимость крытой трибуны в финишной зоне – 3 400 мест.

Со слов Жарменова, все важнейшие соревнования сегодня проводятся в Европе, потому что там есть олимпийские каналы. Но в Европе понимают, что для развития этого вида спорта нельзя замыкаться только на одном континенте. И если будет реализован проект по строительству гребного канала в Туркестане, то международные федерации с радостью будут предлагать проведение крупных соревнований на юге Казахстана, а это – обучение наших спортсменов и тренеров, создание конкурентной среды.

– Мы сейчас находимся в элите международной гребли, но за всю историю развития РК у нас нет олимпийской медали, а самый лучший результат казахстанских спортсменов – опять-таки, из нашей области – 7-е место на Олимпиаде. Но завоевать олимпийскую медаль нам реально по силам, – высказал уверенность главный тренер.

Однако меня помимо олимпийских перспектив заинтересовала и меркантильная сторона вопроса: а сколько это стоит?

– Стоимость (навскидку) всего гребного проекта – я связывался с международной федерацией, которая непосредственно участвует в строительстве, – около 15 миллионов евро. Если перевести на курс тенге, то это около 8 миллиардов. Только одна стартовая система на 9 дорожек обходится в миллион долларов. 15 миллионов евро – это гребной канал, трибуны, судейская вышка, эллинги для хранения лодок, гостиница. Все остальное – дополнительные инвестиции. Территория предоставляется коммерсантам, и там уже отстраиваются кафе, рестораны, парки. Но стоимость канала зависит от сложности работ, ландшафта, подведения воды.

В Европе реки рядом, а у нас с Сырдарьи надо будет тянуть воду.

– Для завоевания олимпийской медали 8 миллиардов тенге – не дорогое ли удовольствие?

– Это профессиональный гребной спорт. Это имидж страны, награды за участие в международных соревнованиях и олимпийские медали. Мы можем дополнительно развивать направления водного спорта. Плюс гребной канал может стать огромной зоной активного отдыха. По периметру могут быть и заповедник, и парк развлечений, включая аквапарки, рестораны, кафе, – огромная инфраструктура под открытым небом, которая служит для пользы горожан. Огромная площадь воды плюс озеленение – всё это будет оказывать положительное влияние на микроклимат.

Реалии воплощения

В народе говорят, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А для нашей жизни – это почти аксиома. После утверждения в правительстве генплан развития Туркестана должен пройти соответствующую регистрацию в госорганах. И лишь после этого начнется его реализация, в том числе и по гребному каналу.

Вокруг города сейчас обустраивается “зеленый пояс” и проводится обводнение. Для этого строятся несколько каналов, реконструируется Арысь – Туркестанский канал (АТК). Гребной канал будет находиться на территории административно-делового центра Туркестана, в районе дороги на аэропорт, и заполняться водой с АТК. Так что с наполнением проблем не должно быть, – считают специалисты.

Но многие южноказахстанцы знают, что уровень Сырдарьи неравномерен. Тому есть множество причин: сезонность, наполнение находящихся вверх по течению Шардаринского водохранилища и Коксарайского контррегулятора, сбросы и паводки, маловодье. А понижение уровня воды недопустимо для гребного канала. Но в архитектуре уверены, что с этими проблемами справиться можно. По согласованию с экологами бурятся скважины, которые могут подпитывать при необходимости канал. Но есть и очень серьезные вопросы, требующие решения.

– Ветры в Туркестане – очень сильные, и необходимо канал сориентировать по розе ветров так, чтобы не было бокового задувания. То есть направление ветра должно быть вдоль русла канала. И еще большая проблема была с перепадом высот. Там, где мы изначально планировали строительство канала, перепад высот составлял 8–10 метров между конечными точками сооружения. Поэтому пришлось выбирать новое месторасположение. Но сейчас место найдено, и перепад составляет допустимые 1–1,5 метра, – рассказал заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства Туркестанской области Бактыбай ДУЙСЕБЕКОВ.

Некоторое беспокойство вызывают само появление достаточно большого водного зеркала и потенциальное изменение микроклимата.

Не повлияют ли они на сохранность главного исторического памятника – мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави? Архитекторы утверждают, что опасения напрасны.

– До мавзолея – около 5–6 километров. Гребной канал ни в буферную, ни в охранную, ни в природно-ландшафтную зону не попадает. Поэтому думаю, что негативного влияния на памятник строительство гребного канала не окажет. Наоборот, мы предполагаем, что наравне с “зеленым поясом” эта большая водная гладь сыграет полезную роль в формировании микроклимата АДЦ Туркестана, который находится на окраине города, – обнадежил Бактыбай Дуйсебеков. По заверениям чиновника, сейчас готовится вся необходимая документация, и при решении вопроса финансирования уже в 2021 году начнется строительство.

Сергей ПАВЛЕНКО, Туркестан