Грани медиабытия - Караван
  • $ 489.06
  • 536.21
+22 °C
Алматы
2024 Год
10 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Грани медиабытия

Грани медиабытия

Ну почему на телеэкране сельское, к примеру, хозяйство представлено либо уникально процветающей фермой с очень терпеливым человеком во главе, либо разрушенными сараями в обезлюдевшей местности?

  • 24 Ноября 2008
  • 817
Фото - Caravan.kz

Один из очевидных ответов: жива и процветает пришедшая в наши СМИ в девяностых годах концепция новости как отклонения от нормального хода вещей.
Очень быстро эта концепция развилась и дала тотальную моду на чрезвычайные новости — щекочущие, цепляющие, агрессивные по всем параметрам, включая особую интонацию ведущих.
Во всем мире новости — поле яростной конкуренции между авторами информационного потока. Новости — это то, о чем будут думать больше одной минуты. Новости — это когда человек укусил собаку. Определений очень много, единого не существует. Хорошие новости вообще делать трудно, а нынче — особенно, поскольку рассказывать о позитиве, не впадая при этом ни в заведомый пиар, ни в тошнотворный пафос, журналисты разучились. Для описания добра почему-то не хватает слов.
Советские новости были патетичны. Властвовала идеология со своей лексикой: ударный труд, надои, центнеры и тонны, причем часто — без указания точной даты даже в ежедневных газетах, то есть — всегда! Сейчас этот фокус не проходит, поскольку поток оцифрован и наступили принципиально иные времена. Информационно-магическая революция уже произошла, назад хода не будет.
Меж тем в прессе разворачивается фрагментарная, дробная, крайне противоречивая картина мира, которую человеческая психика вынести не в силах, особенно психика коллективиста, а наш народ — коллективистский. Любой гражданин хочет ясности, определенности, чего никак не может предложить ему калейдоскопичная медийная картинка.
И дело не в том, что «у каждого своя правда» или что «все люди разные», а в том, что на каждую группу потребителей информации направлены определенные, решительно различающиеся методы воздействия, и не из злого умысла, а по велению времени.
Это называется — работа с целевой аудиторией, и на этом стоит вообще вся современная журналистика. Как быть читателю-зрителю? Один из моих студентов предложил оценивать происходящее, не опираясь на определенную прессу, например, на любимую газету, а как бы суммируя несколько источников. Но обычный потребитель информации так поступать не станет — хотя бы для того, чтобы сохранить нервы. Так делают профессиональные аналитики, да и они начинают жаловаться на новостной голод.