На входе в десантно-штурмовую бригаду – вооруженный «до зубов» армейский наряд. Но в руках у солдат не автоматы Калашникова, а по велению «ковидного времени» — медицинские градусники.
Над спортивным городком, где молодые солдаты сдают проверку физической подготовки, из мощных динамиков раздается до боли знакомая песня: «Десант — отвага и честь, десант знамен не уронит. Десант — так было и есть, десант в бою не дрогнет».
«BOSCH» в помощь
В солдатской казарме, кроме дневального, одиноко стоящего «на тумбочке», — никого. Весь личный состав ДШР на полигоне сдает проверку. Гробовую тишину нарушает лишь приглушенный звук работающей в бытовке стиральной машины. Моему удивлению нет предела — «BOSCH» в солдатской казарме! Разве могло такое случиться в годы моей службы в ВДВ? Да никогда. А здесь – пожалуйста.
— У нас теперь в каждом подразделении такие современные стиральные машины установлены, — поясняет заместитель командира бригады по тылу гвардии майор Аскар КАШАГАНОВ. – Тельняшки, носки, нижнее белье, обмундирование — все солдаты и сержанты могут стирать хоть каждый день. Было бы желание.
А кормят здесь как? Проблем с организацией солдатского питания в последнее время много всплывает. Судебные разборки с поставщиками довольно частыми стали.
— Не знаю. В нашей бригаде с этим проблем нет. Как занятия по боевой подготовке закончатся, приглашаю на обед в столовую. Сегодня, согласно меню-раскладке, будет борщ с мясом и сметаной, на второе — жаркое по-домашнему, салат, апельсины, сок…Вместе и посмотрим, как все будет.
На моих «командирских» стрелки показывают 11 часов 17 минут. До солдатской трапезы еще далековато. На воздушно-десантном комплексе солдаты и сержанты тренируется прыгать с парашютом, проходят обязательную предпрыжковую подготовку. Гвардии подполковник Толеген АМИРОВ предлагает проследовать к 30-метровой парашютной вышке. Здесь же командир ДШБ гвардии полковник Баглан УСЕРБАЕВ проверяет, как идут занятия по боевой подготовке и как десантники сдают зачеты.
— Важнейшим качеством любого командира является готовность вовремя взять ответственность на себя, — говорит Баглан УСЕРБАЕВ. — Командовать — это значит планировать. Хорошо командовать — самому этот план выполнять.
— Нам тоже план посещения расписали буквально по часам и минутам.
— Правильно, что расписали. Но это не значит, что от вас (от журналистов «Каравана») здесь что-то попытаются скрыть. Пожалуйста, беседуйте с личным составом, задавайте вопросы офицерам, спрашивайте меня.
— Боятся вас здесь. Страх нагоняете на своих подчиненных.
— Боятся — значит уважают. И это правильно. В десантных войсках так всегда было и есть. Я за порядок во всем и везде. Да, бываю строг. Порой даже очень, но в армии не надо заигрывать с демократией. Здесь она ни к чему. Сила приказа главенствует, а не пустая болтовня. Причем если в приказе проскакивают нотки неуверенности, то это сразу порождает неуверенность и в исполнении. Десантный девиз «Никто, кроме нас» написан кровью. А ее, кстати сказать, бережет солдатский пот. Чем больше на занятиях прольешь пота, тем меньше потеряешь крови на поле боя. Это закон. Вся сила десантника — в целостности его натуры. Служба в ДШБ — это не только романтика, тельняшка и берет. Это прежде всего огромная ответственность, граничащая с реальной опасностью. Как следствие, воспитанию мужества мы отводим здесь одну из главных ролей.
— Сегодня мы видели, как солдаты и офицеры вашей бригады с утра сдавали зачеты по физической подготовке. Тяжко было им на кроссе. По пересеченной местности в полной выкладке да еще с автоматом Калашникова за спиной.
— Десантника не надо жалеть, его надо беречь. Он так же горд перенесёнными невзгодами, как и преодоленными опасностями. «Трудно в учении – легко в бою». А еще для нас очень важен десантный дух. Ведь боец ДШБ — это не только тот, кто хорошо стреляет, быстро бегает и самоотверженно дерётся. Это прежде всего тот, кто сильнее духом. Здесь, у себя в десантно-штурмовой бригаде, мы учим, как своим словом и поступком сделать слабого сильным, а сильного ещё сильнее.
— Как справляетесь с задачами итоговой проверки? Чему и как учите солдат 21-го века?
— Готовим солдат срочной службы действовать в составе отделения. Изучаем опыт современных военных конфликтов, усиливаем групповую подготовку. Боевой кодекс десантника гласит: если наступать — то стремительно, до рукопашной схватки с противником. Если обороняться — то стоять насмерть. А если суждено остаться одному, то и в этой обстановке надо выполнять свою задачу до конца, до последней капли крови и вздоха. Современный бой требует участия самостоятельно (!) мыслящих воинов, смело использующих обстановку, исходя из своего простого, но чёткого убеждения. Ценность солдата и офицера в ходе боя, наряду с его индивидуальной подготовкой, определяется его духовными и нравственными силами. Потому наша задача воспитания и обучения молодого пополнения как раз и состоит в том, чтобы развивать в них эти силы. Руководство минобороны и командующий ДШВ требуют готовить для родины грамотных и стойких бойцов, а не показушных «манекенов». Что мы, в принципе, сейчас и делам.
Подальше от командира – поближе к кухне
Совершить вместе с молодыми десантниками прыжок с 30-метровой вышки командир ДШБ журналистам «Каравана» не разрешил. Не положено. А в солдатскую столовую обедать пригласил.
С февраля личный состав ДШБ кормит ТОО «Торе-М Лимитед». По словам должностных лиц, договорные обязательства этой фирмой выполняются без нареканий. На солдатском столе свежий хлеб, овощные салаты, фрукты, масло, мед… Все в рамках утвержденных норм.
В составе подразделения, которое первым прибыло на обед, подхожу к раздаче блюд. Заведующая производством Шолпан Жолдабаева каждому десантнику желает приятного аппетита. Персонал, как положено, в медицинских масках и перчатках.
— Наши повара готовят по-домашнему вкусно и сытно. Опыт у всех достаточно большой. Некоторые работают в нашей команде с 2002 года, — комментирует исполнительный директор ТОО «Торе-М Лимитед» Майра ЖАРОВА. – У нас свое крестьянское хозяйство, продукты поставляем в воинские части свежие. Паек здесь особый, десантный.
— Какова его стоимость?
— На сегодняшний день стоимость одного солдатского пайка в сутки составляет 1960 тенге. Мы предлагаем командованию десантно-штурмовой бригады не ограничиваться традиционными солдатскими блюдами, а внести, к примеру, в меню такие блюда, как домашние пельмени, манты, бешбармак. Почему нет? Возможности компании позволяют это сделать. Будем стараться совместно с военными что-то менять к лучшему в организации солдатского питания. В 21-м веке живем как-никак, потому надо не отставать от прогресса и в нашем деле. Уверена, что молодым ребятам понравится новшество. Но решение за руководством минобороны. Мы со своей стороны к этому готовы.
Итоги проверки покажут, кто лучший
Председатель комиссии заместитель командующего ДШВ гвардии полковник Ержан ИБРАЕВ на вечернем совещании с офицерами зачитывает фамилии тех, кто отличился. На стометровке лучше всех показал результат наводчик-оператор 1-й ДШР гвардии рядовой Куаныш Сабыров (11,08 сек). В силовых упражнениях похвалили гвардии сержанта Данияра Мишетбаева, а в кроссе пока самым выносливым был признан заместитель командира ДШР гвардии лейтенант Айдар Мадихан.
— Командир — это власть, а она не приходит с назначением на должность, её берут упорным трудом, стойким характером и любовью к десантникам, — делится с «Караваном» гвардии полковник Ержан Ибраев. — Не надо абсолютизировать командирскую власть до «дури», иначе она развалится. Сила власти в справедливой оценке, то есть в правде. Справедливое, ровное отношение ко всем дает шанс любому офицеру проявить себя в чем-либо и самоутвердиться. И никаких любимчиков не должно быть. Они разлагают офицерский коллектив. По итогам проверки станет понятно, кто из десантников «с царем в голове» и какого уровня задачи им теперь можно доверить. Только так можно научить командиров самостоятельности и персональной ответственности за принятые решения. А молодые солдаты запомнят этот экзамен на всю оставшуюся жизнь. Никто, кроме нас!
Первый день проверки в ДШБ завершен без происшествий. «Караван» сдает ее вместе с десантниками. Плечо к плечу. Впереди марш-бросок на 10 километров и прыжки с парашютом…
Алматы — Капшагай — Алматы