Грабли лучше убрать подальше - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+13 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Грабли лучше убрать подальше

Грабли лучше убрать подальше

Пока Содружество Независимых Государств постепенно превращается в элитный клуб президентов, ЕврАзЭС деформируется в нечто подобное Европейскому Союзу.

  • 9 Марта 2006
  • 1152
Фото - Caravan.kz

Пока статс-секретарь-заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин говорит, что «прошедший год подтвердил жизнеспособность таких организаций, как СНГ и ЕврАзЭС», последняя принимает в свои ряды Узбекистан.
Картография глобального экономического образования, по идее, обрела четкие контуры. При этом ЕврАзЭС на самом деле может претендовать на глобальность, принимая во внимание:
— то, что членами региональной организации являются как европейские, так и азиатские страны;
— то, что потенциально финансовым спонсором ЕврАзЭС при определенных условиях может выступить Китай;
— то, что в свете озвученной президентом РФ Владимиром Путиным концепции энергетической безопасности, данному региональному образованию будет уделено центральное место в деле построения нового общего рынка.

Комментарии аналитиков по поводу будущих перспектив СНГ и ЕврАзЭС заметно различаются. Так, на казанском саммите СНГ (26 августа 2005 года — прим. А.А.) «лидеры стран однозначно высказались за сохранение и дальнейшее развитие Содружества, потенциал и возможности которого далеко не исчерпаны».
При этом те же самые лидеры стран подчеркнули необходимость «разработки новой концепции и модели интеграции». Чем характерны вышеприведенные цитаты из интервью Г.Карасина РИА Новости? Во-первых, уже не первый раз президенты высказываются за «сохранение» и «развитие», во-вторых, каким должен быть потенциал СНГ, чтобы за столько лет его «не исчерпать», в-третьих, нет более хронической болезни, нежели хроническая вера в чудо.
Содружество на самом деле, если не в полной мере, то весьма существенно повлияло на процесс размежевания бывших республик СССР. Пока на этом историческое значение СНГ исчерпывается. Чем больше попыток его реанимировать предпринимается, тем в больший пессимизм впадаешь. Во многом развал СССР прошел более-менее безболезненно благодаря такому координационному органу, как Содружество.
Многие споры, готовые перерасти в вооруженное противостояние или конфликты, были оперативно «притушены» в формате глав государств СНГ.
Концепция нового устройства в границах бывшего Союза активно продвигается лидером России, модель экономической интеграции разрабатывается в рамках ШОС и ЕврАзЭС, военной — в пределах компетенции ОДКБ. Во всех этих процессах нет и намека на Содружество. Почему? Думается, инициаторы интеграционных демаршей и не думают акцентировать внимание на СНГ. Предположения закономерны:
— никто из серьезных политиков на территории СНГ не питают никаких иллюзий по поводу судьбы Содружества;
— чем заниматься упразднением СНГ, лучше превратить его в своеобразный клуб президентов, которые могли бы в рамках Содружества обсуждать оперативные вопросы взаимоотношений между государствами;
— исходя из второго предположения, понятно, что говорить о долговременном планировании, выработке стратегии не приходится. Остаются исключительно вопросы тактического плана
;
В принципе, роль СНГ как глобальной интеграционной структуры на этом исчерпывается. В мире существует подобная структура, именуемая «Большой восьмеркой» (регулярные встречи глав восьми развитых государств мира прим. А.А.). Ежегодные сессии проходят торжественно, с большой помпой, с привлечением многочисленной журналистской братии, но решения «восьмерки» никогда не носили обязательного характера. Главное, обсудить злободневные вопросы войны и мира, терроризма и сепаратизма. Обсудить всегда что найдется. Своего рода дискуссионный клуб на высшем уровне.
Нынешнее Содружество по духу мало чем отличается от «Большой восьмерки». С другой стороны, перед странами бывшего СССР стоят вопросы, которые в рамках СНГ рассматриваться могут, но решения будут приняты лишь в рамках ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ.
Сегодня наступает другая эпоха, когда экономическая составляющая становится превалирующей. Потому не случайно наибольший импульс в последнее время получили Шанхайская организация сотрудничества и ЕврАзЭС.
Первая (ШОС) изначально создавалась как региональная экономическая структура, со временем деформирующаяся в политический союз государств, недовольных слишком развязанной политикой США в различных регионах мира. Со стороны НАТО и США до сих пор нет продуманной политики в отношении ШОС.
Вторая (ЕврАзЭС) все в большей мере рассматривается аналитиками как образование, со временем способное, первое, при не самом удачном стечении обстоятельств, стать противовесом ЕС в регионе, второе, при благоприятном стечении обстоятельств, стать полноправным партнером того же ЕС, третье, в любом случае, страны-члены ЕврАзЭС не собираются раствориться в Европейском Союзе, а играть одну из ведущих партий. ЕврАзЭС после вступления в него Узбекистана обрел не только конкретные геополитические очертания, но, в первую очередь, энергетические. Инициатива неофициального Ташкента (решение энергетической конференции, организованной Центром политических исследований во главе с Гульнарой Каримовойприм. А.А.), не раз уже озвученная концепция России по созданию глобальной сети энергетической безопасности, активная деятельность двух российских ведущих компаний «Газпром» и «Лукойл» в Центральной Азии, направленная, главным образом, на то, чтобы получить доступ к магистральным газовым сетям — эту логическую цепь не разорвать.
На базе все возрастающего влияния России в Центральной Азии создается энергетическая структура, которая со временем может стать глобальной. Скажу точнее, таковой она станет.
Можно спорить до пены у рта, каковы главные критерии эффективности экономики. Новые идеи, которые успешно продают США, Япония, Германия, с недавних пор Индия и другие страны, способные производить интеллектуальную собственность. Новые товары, которые чуть ли не ежечасно регенерируются на просторах Китая, Турции и других странах Юго-Восточной Азии.
Можно со стороны понаблюдать за тем, как ученые, менеджеры, бизнесмены рождают новое, когда в сетях нет электричества, в печах не горит газ. Именно этот сигнал исходит сегодня из России, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана. Все зависит от того, насколько проницательными окажутся аналитики на Западе.
Сегодня же, судя по реакции крупнейших СМИ мира, многие западные лидеры в очередной раз хотят наступить на грабли… Причем, сознательно.