Готова ли Европа открыть нам свои рынки? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Готова ли Европа открыть нам свои рынки?

Готова ли Европа открыть нам свои рынки?

Европейский Союз готов к расширению политического диалога с Казахстаном.

  • 24 Июня 2003
  • 1345
Фото - Caravan.kz

Политики и дипломаты западных стран наконец осознали, что ядро Центральной Азии — Казахстан — представляет большой интерес как страна больших ресурсов и возможностей. Однако политические интересы всегда должны получать экономическое подкрепление.
Насколько Европа готова открывать свои рынки для казахстанских товаров — это вопрос представляется самым главным. Потому что до сих пор Запад не испытывал особой тяги к казахстанскому импорту.
По торговому обороту Казахстана страны Европейского Союза стоят на втором месте (на первом находится Российская Федерация). В 2002 году доля ЕС составила 19 процентов, при этом доля экспорта составила 16 процентов, а импорта — 23,6 процента. Показатель в целом неплохой, но по сравнению с 2001 годом товарооборот республики с ЕС уменьшился на 4,5 процента. Хотя многие европейские эксперты говорили о тенденции заполнения товарами Казахстана более далекими рынками, этого не произошло. Во многом — из-за спада мировой экономики и, как следствие, снижения деловой активности в ЕС. Сокращение спроса на казахстанскую продукцию продолжается поныне. В первом квартале 2003 года экспорт сократился на 9 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а импорт вырос на 22,6 процента.
Если говорить о структуре экспорта, то Казахстан поставляет на западные рынки нефть, природный газ, благородные металлы, продукты нефтепереработки, медь, цинк, хлопок, химическую продукцию. Более охотно казахстанские товары покупает Италия, на ее долю приходится десятая часть казахстанского экспорта. Столь большой отрыв Италии от других стран объясняется тем, что итальянские компании вкладывают серьезные инвестиции в нефтегазовый сектор и потом покупают углеводороды. Другие западные страны — Германия, Великобритания, Нидерланды — выказывают приблизительно одинаковый интерес к казахстанской продукции (их доля колеблется в пределах 1 — 1,5 процентов). Снижение экспорта при значительном росте импорта в 2003 году привело к отрицательному сальдо торгового баланса между Казахстаном и ЕС — 29 миллионов долларов (до 2002 года все было наоборот — именно Европа в торговле с Казахстаном имела устойчивое отрицательное сальдо). И надежд, что к концу года сложится счет в нашу пользу, практически нет. Казахстанские эксперты смотрят на ситуацию с нескрываемым пессимизмом.
По их мнению, положение казахстанского экспорта на рынке стран ЕС в текущем году будет иметь дальнейшую тенденцию к ухудшению. На это есть по крайней мере две причины. Первая — скромные темпы роста европейской экономики, что сдерживает спрос европейских товаропроизводителей на импортное сырье. Вторая — в мире усиливается тенденция к ужесточению таможенных мер странами для защиты внутреннего рынка от импортных товаров в период спада. Год назад ЕС уже ввел запрет на импорт баранины из Казахстана, объясняя ее несоответствием санитарным нормам, а теперь собирается вводить квоты и дополнительные пошлины на импорт стали. Но, Казахстан, возможно, новые ограничения по экспорту стали не коснутся. В июле прошлого года было подписано Соглашение между правительством РК и Европейским Объединением по Углю и Стали, были определены квоты на 2002-2004 годы. Срок действия документа истекает 31 декабря 2004 года.
И до этого времени все условия действующего соглашения остаются в силе.
Сегодня Казахстан уже явно ощущает заинтересованность Европейского Союза в поставке нефтегазовых продуктов. Видимо, в ближайшие годы спрос на углеводородное сырье из Прикаспийского региона будет расти. Эта ниша уже считается занятой. Но у Казахстана есть другие интересы в Европе. Он хотел бы увеличивать экспорт не только углеводородов, но и продуктов питания. Здесь надежды есть, но пока они скромные.
Основной статьей сельскохозяйственного экспорта Казахстана в страны ЕС является продовольственная пшеница. Но вот парадокс: год от года растет качество казахстанской пшеницы, а объемы экспорта в ЕС безнадежно падают. В 2000 году нам удалось продать в Европу около 200 тысяч тонн зерна, а в прошлом году — почти в десять раз меньше. До последнего времени ЕС не вводил ограничений и таможенных пошлин на ввоз казахстанского зерна, однако теперь действуют импортные квоты. Львиную долю на экспорт зерна в страны ЕС получили США и Канада, а на остальные страны пришлось всего 13 процентов. Так что Казахстан сможет экспортировать лишь 18 тысяч тонн зерна, потому что сверхквотная поставка будет облагаться пошлиной 42 евро за тонну пшеницы мягких сортов и 17 евро за тонну твердых и сильных сортов.
Последние два-три года на высшем уровне в Казахстане только и говорят о том, что мы могли бы с успехом поставлять в Европу мясо и мясную продукцию. Однако дело не сдвинулось с мертвой точки. И в этом больше виноваты мы сами, чем Европа. Да, Европейская комиссия предъявляет слишком высокие требования к животноводческой продукции по ветеринарным и санитарным нормам. Но таковы европейские стандарты. Эксперты Европейской комиссии уже работали в Казахстане — их знакомили с производством, они могли сами оценить качество конины, которая могла бы идти на экспорт. Ряд ТОО, занимающихся переработкой мясопродуктов, готов экспортировать в страны ЕС кишечную оболочку. Но говорить о том, что экспортные ворота откроются в самое ближайшее время, не приходится, потому что мы все еще ведем разработку нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять экспорт продукции животного происхождения.
Долгое время Казахстан был лишен возможности поставлять на рынок стран ЕС икру и рыбную продукцию, несмотря на то, что казахстанский сектор Каспийского моря считается одним и самых чистых. И только осенью 2002 года Казахстан был включен в список стран-экспортеров рыбной продукции в страны ЕС.
Таким образом, страны Европейского Союза фактически не закрывают двери перед нами, желающими попасть на их рынки. Однако расширение ЕС (как известно, будущей весной к Союзу присоединятся 10 стран Восточной и Центральной Европы) сможет негативно отразиться на уже сложившихся отношениях между Казахстаном и ЕС. ЕС, конечно, отдает предпочтение странам-кандидатам: если они в состоянии поставлять на общий рынок конкурентоспособную продукцию, то, естественно, их товар всегда будет предпочтительнее, чем товар из стран СНГ. Есть в этом здравый расчет, ведь развитые страны в рамках ЕС «подтягивают» своими материальными средствами наиболее слабых партнеров, и поэтому они очень заинтересованы, чтобы те как можно быстрее становились экономически состоятельными. Конечно, страны Восточной и Центральной Европы никоим образом не могут составить Казахстану конкуренцию по экспорту природных ресурсов. Однако торговля другими товарами, в том числе и сельскохозяйственной продукцией может быть не только затруднена, но и стать невозможной.
Так что интерес Европы к Центральной Азии, ее стремление застолбить себе место здесь и продемонстрировать свою открытость, еще ничего не значат. А мы, как заядлые оптимисты, видим в этих процессах больше, чем там есть на самом деле.