Общая экономическая ситуация и снижение мировых цен на нефть сделали актуальным очередное обращение экспертного сообщества к нефтяной проблематике.
Реакция на эти процессы оказалась оперативной: «Центр изучения конкурентоспособности» подготовил и представил общественности исследовательский отчет, посвященный одному из важнейших аспектов нефтяной темы — расширению роли государства в нефтегазовом секторе Республики Казахстан.
Известно, что в мире в последнее время набирает обороты процесс концентрации сырьевых ресурсов в руках государства, получивший название «ресурсного национализма». Ряд стран уже в той или иной мере пошел по данному пути, вытесняя из своих добывающих сфер иностранные компании, либо ощутимо сужая их присутствие, передавая контроль над нефтегазовыми ресурсами национальным компаниям.
Самый громкий пример такой политики — Венесуэла, самый географически близкий к нам — Россия. С экономической точки зрения, отмечается в исследовании Центра, такие действия могут усилить конкурентные преимущества национальных компаний, «но в большинстве случаев это ослабляет развитие не нефтяных секторов, приводя к «голландской болезни», когда доходы от продажи сырья вредят не добывающим отраслям и ведут к чрезмерным внешним займам». Стоит заметить, что в Казахстане признаки этой «болезни» были и в условиях доминирования в нефтедобыче иностранных компаний. Но у «ресурсного национализма» есть и политическое звучание: эксперты оценивают его как «важный инструмент пропаганды во многих странах, примеривших статус влиятельных игроков в обеспечении энергетической безопасности планеты».
«Энергетическая безопасность в политизированных условиях международной торговли ныне лежит в плоскости стабильности рынка, прагматизма и свободного движения капитала между странами. Это особенно касается Каспийского региона с его обширными запасами нефти и газа, и близости к главным глобальным потребителям, ЕС и КНР. Проблематика ресурсного национализма особо актуальна для Казахстана, выступающего в роли ключевого партнера мирового сообщества в вопросах политики и безопасности в этом регионе, а также в роли локомотива экономического роста в Центральной Азии. Иностранные инвесторы, стремясь работать в устойчивой инвестиционной среде, ожидают от правительства своевременных и предсказуемых шагов. Власти Казахстана должны добиться оптимального баланса между национальными интересами и инвестициями путем гарантий верховенства закона и перехода от госконтроля к сотрудничеству между правительством и частным сектором», — отмечается в исследовании «Центра изучения конкурентоспособности».
В исследовании вновь озвучена тема стабильности и предсказуемости политики властей в отношении иностранных инвесторов в нефтедобывающей сфере. Но более широко, чем это обычно делалось. Так, авторы подчеркивают, что представители бизнеса «также отмечают необходимость дальнейшего улучшения управления в самих структурах власти, единого и четкого подхода к интерпретации законодательства и контрактов». С наличием такой проблемы можно согласиться. Как и с тем, что Казахстану жизненно необходимы крупные зарубежные инвестиции и доступ к современным технологиям для обеспечения адекватного развития ресурсной базы нефтедобычи в будущем, когда нынешние месторождения уже будут во многом исчерпаны. Что неизбежно потребует изменения условий для инвесторов, потому что «нынешние условия для новых контрактов настолько жесткие, что рентабельность производства находятся на маргинальной отметке».
И если эти условия будут продолжать ужесточаться, то многие добывающие компании в республике окажутся убыточными, что пагубно отразится на национальной экономике целиком.
Еще один аспект проблемы отражен в сомнениях, высказываемых в отношении Нацфонда казахстанским третьим сектором. Так, Антон Артемьев, директор программы Kazakhstan Revenue Watch Фонда Сорос-Казахстан, считает, что хотя Нацфонд действительно выполняет стерилизующую фискальную функцию, при этом остается крайне непрозрачной структурой, особенно касательно трансфертов из Нацфонда в бюджет на финансирование программ развития. Конкретные критерии распределения денег нечетки, процесс расходования трудно отследить, и отдача от программ развития — из-за недостатка подотчетности — тоже на низком уровне.
Нужны разработка и принятие детальной долгосрочной концепции управления доходами Фонда, которая могла бы стать ценным системным инструментом для повышения эффективности в использовании нефтедолларов.
Коллаж с сайта http://www.newsproject.ru