Национальный банк Казахстана разработал законопроект «О коллекторской деятельности», согласно которому у государства появятся полномочия контролировать деятельность коллекторских агентств, а должники смогут оспаривать требования кредиторов, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на пресс-службу финрегулятора.
Согласно новому законопроекту, прежде всего, предлагается закрепить организационно-правовую форму коллекторской деятельности в качестве ТОО, а также установить его статус в виде коллекторского агентства. Законопроектом также предусматривается введение учетной регистрации и единого реестра всех коллекторов.
— Регулирование коллекторского агентства будет осуществляться посредством учетной регистрации, предоставления отчетности, проверки выполнения им правил осуществления коллекторской деятельности, ― пояснил начальник управления защиты прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций национального банка РК Александр Терентьев.
Важным в законопроекте является установление порядка взаимодействия коллекторов с должниками, закреплениеправа должника оспаривать требования коллекторского агентства, а также обращения в уполномоченный орган с жалобой на недобросовестность коллектора, отмечает он.
— Кроме того, регулятор наделяется полномочиями наказывать коллекторов за нарушения в их деятельности с помощью ограниченных мер и санкций. Вместе с тем вводится уголовная ответственность за незаконную коллекторскую деятельность, ― сообщил он.
— Таким образом, принятие законопроекта улучшит ситуацию должников, сохранит участие регулятора в непрерывным процессевзыскания долгов, стабилизирует и стандартизирует рынок разрешения долговыхвопросов с учетом требований защиты прав должников, ― говорит представитель Нацбанка.
Комплексное правовое регулирование деятельности коллекторов поможет создать в Казахстане прозрачный и цивилизованный рынок коллекторских услуг, резюмирует А.Терентьев.
По его словам, на сегодняшний день в соответствии с гражданским кодексом право, принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке или перейти к другому лицу на основании законодательного акта. При этом обычно согласия должника здесь не требуется. Причем традиционно право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том же объеме и на тех же условиях.
— Во-первых, при уступке прав требований заемщики банков теряют защиту, которой обладали, находясь в поле регулирования уполномоченного органа, ― говорит представитель Нацбанка. ― Заемщики теряют статус потребителя финансовых услуг, что исключает их право воспользоваться вновь вводимыми на регулярной основе нормами права, направленными на усиление защиты заемщиков.
— Во-вторых, ― отмечает А. Терентьев, ― сегодня на рынке отсутствуют правовые основы деятельности организаций, взыскивающих долги, и уполномоченный контролирующий орган. Это создает условия для непрозрачной деятельности коллекторов и не исключает принятие противозаконных и неэтичных методов взыскивания задолженности. И, в-третьих, существует риск принуждения должников заключать новые договоры займа либо дополнительные соглашения на новых, заведомо невыгодных, условиях, которые исключают ранее действовавшие в отношении кредитора ограничения.
Единственным, отмечает А.Терентьев, цивилизованным выходом в сложившейся ситуации является налаживание работы с просроченными долгами на профессиональной основе, что позволит кредиторам сфокусироваться на своей основной деятельности, а заемщикам быть уверенными в сохранении изначально установленных договором прав и обязанностей.