Государственный лес и частные щепки - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+1 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Государственный лес и частные щепки

Государственный лес и частные щепки

В борьбе между центральными и региональными властями случайно пострадавший бизнес не учитывается в качестве боевых потерь.

  • 24 Августа 2009
  • 1178
Фото - Caravan.kz

В середине августа информационное агентство «Фергана. Ру» сообщило о том, что в Намангане, втором по населению городе Узбекистана в Андижанской области, власти сносят одноэтажные столовые и магазины вдоль основных дорог.
К массовому сносу частной собственности власти Намангана приступили сразу после визита туда президента Узбекистана Ислама Каримова, жестко раскритиковавшего внешний облик города.
«Прессовать» бизнес во имя государственных интересов в Узбекистане научились сразу после обретения независимости в 1991 году. До сих пор аналитики гадают, чем был обусловлен рост малого и среднего бизнеса в этой центрально-азиатской стране в середине 90-х годов. Тогда Узбекистан имел реальный шанс стать торговым центром всей Центральной Азии. Сюда за покупками ехали граждане прилегающих государств, особенно из Кыргызстана и Казахстана. Но Каримов, опасаясь появления олигархов в Узбекистане и крупных состояний, попытался взять под государственный контроль бизнес, что вызвало волну конфискаций, банкротств и возмущения. Последние были жестко подавлены.
К началу 2000-х годов бизнес попал в «ежовые рукавицы» и стал зависимым от государства. Представляющие государство чиновники заменили собой олигархов, ибо делали состояния, строили дома за счет бизнеса. Бизнес стал всеузбекистанской сервисной организацией, обеспечивающей роскошную жизнь чиновникам.
Хокимияты и силовики сделали свое дело
Концепция сильного государства не предполагала существования альтернативы или сил, способных поддержать альтернативу. Эту концепцию в своих многочисленных книгах подробно описывал Ислам Каримов.
Приоритет государства, способного устроить жизнь населения и полное недоверие к бизнесу, который спит и видит, как поработить и заставить работать на себя узбекистанцев, означал приоритет государственных органов. Они и стали структурами, на которые опирался Каримов. В борьбе с «акулами капитализма» все средства хороши. Поэтому хокимияты в стремлении установить полный госконтроль над экономикой, не чурались никаких методов. Инструментами были выбраны соответствующие органы.
О том, кто «заказывает музыку» в Узбекистане, можно судить по архитектуре любого города. Самыми роскошными в них являются местная администрация, здание прокуратуры, налоговой службы, и других контролирующих органов.
Силовики состязаются друг с другом в одном: суды взыскивают с подачи других контролирующих структур крупные штрафы с неаффилированного с властями бизнеса, прокуроры и налоговики регулярно отчитываются о количестве субъектов бизнеса, привлеченных к ответственности, землях, отобранных у фермеров.
Естественно, все эти услуги верховной власти контролирующие органы оказывают не бесплатно. Поэтому самыми роскошными особняками в Узбекистане владеют судьи, прокуроры, работники спецслужб, налоговики.
Причем, контролирующие органы действуют в двух направлениях. Когда надо, объединяются, и бизнес видит перед собой мощную и непреодолимую стену. А вообще зорко следят друг за другом, чтобы, не дай бог, никто не зарвался и не начал покушаться на верховную власть. Во всей этой государственной иерархии бизнес воспринимается чиновниками лишь как способ нажиться.
Бизнес стал государственным
Чтобы обезопасить себя от неожиданностей, власти даже придумали вполне контролируемую долгосрочную схему… развития (!) бизнеса.
Узбекская экономика поделена на сегменты, в каждой из которых работает три-четыре крупные компании. Они являются монополистами и диктуют цены на потребительском рынке, но одновременно жестко регулируются властями. Компании, работающие в масштабах республики — центральными, и так далее до самого отдаленного кишлака в узбекской глубинке.
Естественно, в органах управления таких компаний не сидят сами чиновники, а ближайшие родственники или родственники родственников. Разумеется, финансовые потоки таких компаний обслуживают где чиновников высшего ранга, где чиновников поменьше, но такой сетью опутан весь Узбекистан.
Частная инициатива в стране ограничена на уровне создания и первых месяцев существования бизнеса. Работать в автономном режиме здесь никто не даст. Или надо искать сильную крышу на той территории, где расположен бизнес, или закрываться. Альтернативы нет.
Конечно, есть небольшие островки независимого бизнеса, когда подработать хотят люди, получающие небольшие доходы. Но рост такого бизнеса весьма ограничен, и на определенном этапе, когда обороты становятся высокими, возникает необходимость найти «крышу».
Бизнес, аффилированный с властями, прихватил все наиболее лакомые куски узбекской экономики: импорт продуктов питания, ширпотреба, торговые сети, экспорт хлопка, цветных металлов и другой ликвидной продукции — все находится в его ведении.
Чтобы зайти в любой из этих бизнесов со стороны нужно получить соизволение властей и отдать определенную сумму в американской валюте. Если оба условия выполнены, то бизнесмен становится еще одной аффилированной с властями компанией со всеми вытекающими отсюда обязательствами.
Нет выхода
Время от времени в Узбекистане проявляется синдром власти. Поясняю, центральная власть в Ташкенте давит на местные власти в регионах. Это необходимо делать регулярно, чтобы региональные власти «не лезли вперед батьки». Да, первой задачей является именно эта — привести в чувство местные органы власти, чтобы у них не появилось желание получить больше, чем положено по статусу. Тогда с должностей снимаются областные хокимы, а по цепочке — районные и городские.
«Профилактика» проводится и для решения второй задачи. Население должно видеть, что центральные власти не спят, а ведут непримиримую борьбу с чиновниками, которые неправильно трактуют государственную политику, направленную на заботу о людях.
В результате создается впечатление, что центральные власти хотят развивать узбекскую экономику, повышать благосостояние населения, а некоторые несознательные элементы пытаются этому помешать. Идея доброго царя и недобросовестных придворных в Узбекистане успешно работает, особенно в сельской местности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать неутешительные выводы. К примеру, снос частных столовых и магазинов в Намангане и других городах Узбекистана накануне Дня независимости ( 1 сентябряприм.авт) — это своего рода стремление центральных властей поставить на место региональные власти.
В данной связи уместно вспомнить русскую пословицу «лес рубят — щепки летят». В то время как президент делает укорот наместникам, страдает бизнес. Кстати, тот самый бизнес, который уже заплатил деньги местным властям за место, где потом построил столовую или магазин… А тем, кто в этом бизнесе работал, не остается ничего другого, как смириться и пополнить армию безработных и гастарбайтеров.
Как сообщила та же «Фергана.Ру», в Намангане от сердечного приступа скончался владелец снесенной сауны рядом с текстильным комбинатом, которая была оборудована ваннами с джакузи и теннисными столами и посещалась немалым числом наманганцев, плативших по 20 тысяч сумов (11 долларов) за один час пребывания в ней. Не перенес аналогичной потери частной собственности и бизнесмен, владевший точками общественного питания, располагавшимися в пяти микрорайонах города, и лишившийся их всех сразу.