В ее зону вошли Алматы и 188 населенных пунктов пяти районов области.
Земли, подчиненные городу, протянулись на 50 километров на запад до села Узынагаш, на 70 км на север, до южного берега Капшагайского водохранилища, и на 60 км – на восток, до сел Акши и Каракемер, включая города Капшагай, Каскелен, Талгар и Есик. С юга граница проходит вдоль Иле-Алатауского государственного национального природного парка. Общая площадь земель агломерации составляет 939,5 тысячи гектаров. Это больше Португалии или Венгрии.
Агломерация в этих границах не выделяется в самостоятельную единицу. Но территориальное развитие и градостроительное освоение земель будет происходить под контролем акимата Алматы.
По задумке разработчиков проекта, на этих землях есть все ресурсы, чтобы создать из южной столицы самодостаточный мегаполис, где можно производить всё – от хлеба до электроники. И есть люди, которые могут сделать мечту реальностью. Необходимо лишь направить все эти ресурсы в правильное русло.
Новые города
Население Алматинской агломерации быстро растет. В прошлом году здесь проживало 2,8 миллиона человек, или шестая часть населения страны. Две трети – в городах. Еще 780 тысяч – сельские жители. К 2025 году население вырастет до 3,2 млн. К 2050 году – 4,5 млн человек, или четверть населения страны.
Главный источник роста населения – миграция. Поэтому главные проблемы города – его перенаселенность и физическая загруженность.
Снизить нагрузку на Алматы должны помочь города-контрмагниты. На север протянется цепочка городов-спутников "G-4 City". Появилась задумка новых городов: Жана-Иле, Отеген батыр (пос. Энергетический) и Жетыген. На западе должен вырасти город Узын-агаш. На востоке – Шелек.
Нынешние города-спутники Каскелен, Талгар, Капшагай, Тургень и Есик должны вырасти в крупные населенные пункты, не уступающие по уровню комфорта центру.
Промышленность
В зоне агломерации намечено сразу 9 промышленных районов. Это Индустриальная зона (ИЗ) “Алматы” (490 га), инновационный кластер “СЭЗ “Парк инновационных технологий” (362 га), ИЗ “Береке” (383 га) по Капшагайской трассе на развязке с БАКАД, ИЗ “Арна” (1 303 га), ИЗ “Кайрат” в с. Жаналык (198 га), ИЗ “Боралдай” (602 га) по Капшагайской трассе на развязке с БАКАД, частные индустриальные парки “Даму-Алматы” (210 га) в с. Байсерке, “Даму-Аксенгир” в с. Боралдай (22 га), “Даму-Кайрат” (142 га) в с. Жаналык. Что общего в агломерации Парижа и Алматы
Для привлечения местных и зарубежных стартапов создана программа международной акселерации “Startup Kazakhstan”. Ее главный критерий – создание крупных технологичных компаний. К 2020 году планируется инкубировать 50 высокотехнологичных экспортных стартапов.
Специализация
У каждого города должна быть своя ниша. Алматы намечено развивать как наукоемкий инновационный центр с производством, не вызывающим чрезмерную техногенную нагрузку на окружающую природную среду.
Промышленность должна размещаться в специализированных индустриальных зонах.
Особое внимание будет уделено отраслям, имеющим положительную динамику темпов роста. Это производство продуктов питания, строительных материалов, фармацевтической промышленности и др. Например, специализация Узынагаша – логистика. Тургень и Есик – центры рекреации и туризма.
Отеген батыр – производство пластика, стройматериалов, продуктов питания, кожаной продукции. Село Жетыген – производство строительных материалов и продуктов питания. Каскелен – стройматериалов, продуктов питания, рыбные хозяйства и торговля.
Село Мынбаево – производство строительных материалов, производство продуктов питания. Станция Шамалган – производство продуктов питания.
Есик – центр АПК, производство пластмассовых и резиновых изделий, строительных материалов, электрораспределительной и регулирующей аппаратуры, продуктов питания. Село Байтерек – производство строительных материалов. Село Каракемер – производство напитков. Талгар – производство строительных материалов, продуктов питания, легкая промышленность.
Наличие обширной сырьевой базы позволяет повсеместно размещать новые производства по добыче и переработке строительного камня, гранита и глины. Суммарные запасы сырья превышают 170 млн кубометров камня и более 24 млн кубометров глины.
Машиностроение
Должны быть возрождены легкая, мебельная, фармацевтическая, химическая и нефтехимическая промышленность, а также машиностроение и производство электрооборудования.
Так, село Каргалы должно стать центром производства шерстяных одеял, пледов из овечьей и верблюжьей шерсти, Капшагай – ковровым центром, Илийский район – производителем спецодежды, Талгарский район – национальной одежды. Алматы остается привлекательным местом в части производства обуви, одежды на пуху, спецодежды и сорочек.
Для дальнейшего развития отрасли в долгосрочной перспективе необходимо предусмотреть развитие смежной отрасли – производство тканей, пряжи и фурнитуры.
Это развитие должно обеспечить рост Алматы как производителя оборудования для пищевой и легкой промышленности, запасных частей для сельскохозяйственной техники, транспортного машиностроения, электрического оборудования, машин и оборудования для химической промышленности, завода по производству автомобилей и комплектующих.
Продовольственный пояс
Половину территории агломерации составляют земли сельскохозяйственного назначения – 475 тысяч га. Здесь есть пашни, поливные земли, сады, выпасы. Это позволяет полностью обеспечить Алматы продовольствием.
Главная проблема села сегодня – недоиспользование орошаемых земель и деградация пахотных из-за физического износа, выхода из строя оросительных и дренажных систем, сопровождающихся ухудшением мелиоративного состояния земель. Как построить город мечты
Для повышения эффективности использования предлагается ввести режим использования земель сельхозназначения. Первое – использовать землю только для ведения сельского хозяйства. Второе – ограничить все виды деятельности, отрицательно влияющие на почвы и вызывающие загрязнение атмосферы, сели, эрозию и засоление почв. Третье – режим запрещает нарушение почвенного покрова и загрязнение подпочвенных вод.
Для сохранения почв власти Алматы намерены создавать лесополосы, сеять травы, регулировать выпас скота и контролировать использование удобрений.
В перспективе Капшагай должен стать центром реализации проектов по переработке и сушке овощных и бобовых культур, интенсивного садоводства, животноводства молочного и мясного направления и птицеводства. Илийский район – полем реализации проектов по производству кормов, переработке мяса и молока, бобовых культур и картофеля, в области птицеводства, свиноводства. Карасайский район перспективен для проектов по выращиванию овощей, в области интенсивного садоводства, молочного животноводства, птицеводства, биотехнологии растений.
В Жамбылском районе предпочтения будут отдаваться проектам по откорму КРС, переработке молока, ягод и фруктов, птицеводству, выращиванию овощей, садоводству, в Енбекшиказахском районе – по переработке мяса, молока, овощей, бобовых культур, фруктов, овечьей шерсти, производству вин, мясному животноводству, овцеводству, птицеводству, рыбоводству, интенсивному садоводству (фрукты, орехи), семеноводству, цветоводству.
Парки и зоны отдыха
Сегодня леса занимают тысячу квадратных километров агломерации. И этого недостаточно. Вокруг Алматы предполагается создать “зеленый пояс” для улучшения экологической обстановки и микроклимата. Также будут озеленяться пойменные территории малых рек.
Проект предусматривает рост зеленых зон: зеленых массивов, плантационных древесных посадок, лесоустроительных полос, санитарно-защитных зон, естественных горных и равнинных лесов, ботанических садов, питомников и парков. Например, вдоль Большой Алматинской кольцевой автодороги (БАКАД) должна быть создана лесополоса шириной от 200 до 500 метров.
Теперь к особо охраняемым природным территориям отнесены Иссыкский дендрологический парк, Иле-Алатауский национальный парк и региональный природный парк “Медеу”.
Также предложено включить в особо охраняемые территории зону реликтовых дикоплодных садов. Это база для выведения алматинского апорта. Зона проходит полосой по прилавкам Заилийского Алатау на высоте 950–1 450 метров над уровнем моря.
Под особую охрану будут помещены территории, на которых находятся исторические памятники. Прежде всего курганы и могильники железного века. Во избежание разрушения этих памятников будут изучены генпланы близлежащих населенных пунктов и проекты недропользования. При необходимости эти планы будут изменены.
Транспорт
Пока это самое слабое место мегаполиса. У нас вроде всё есть: и автомобильные, и железные дороги, и два аэропорта. И лежит Алматы на пересечении сразу 5 транспортных коридоров. Но мощности этих путей крайне недостаточны. Дороги неширокие, пути одноколейные, действующие вокзалы и аэропорты плохо приспособлены для перевалки грузов. Поэтому стратегия развития предусматривает сразу несколько направлений работы.
К 2025 году будет построена обводная железная дорога сообщением Жетыген – Казыбек бек в обход узла “Алматы”, реконструированы вокзалы “Алматы-1” и “Алматы-2”, построены новые вокзалы в Капшагае и Жана-Иле. Тогда же должна быть сдана Большая Алматинская кольцевая автодорога (БАКАД) и реконструированы коридоры “Центр – Юг” – “Нур-Султан – Караганда – Балхаш – Капшагай – Алматы”, “Западная Европа – Западный Китай”, дорога Алматы – Узынагаш – граница Кыргызстана. Даешь “толкача” в каждый автобус: что происходит с общественным транспортом
К 2035 году предлагается построить линии BRT с переводом в LRT: на восток вдоль трассы на Узынагаш, на север – на Жетыген, и на восток – до Талгара.
Необходимо рассмотреть возможность строительства нового аэропорта Алматинской агломерации, строительство логистического центра на базе железнодорожной станции Жетыген, строительство трех автовокзалов на основных выездных направлениях из Алматы.
В самом Алматы будет построено 9 автомобильных развязок. Будут пробиты ключевые улицы Саина, Тлендиева, Назарбаева, Муканова, Жандосова, Абая. На 8 улицах будет введено одностороннее движение для повышения пропускной способности.
АЛМАТЫ