Семья молодого чиновника, по данным Антикора, владела популярным кафе в центре города и известным детским центром.
По материалам дела, Калиевы перекачали из государственной казны в семейный бюджет почти 600 миллионов тенге.
Просто снимали деньги
Как лились деньги рекой в их карманы – выяснилось в суде.
В 2012 году управление финансов акимата СКО, где Калиев трудился сначала юристом, а потом и замом начальника управления, приняло в свое оперативное управление многочисленные объекты водоснабжения. Инженерные сети и прочие сооружения находились на 243 земельных участках. На каждый из них предстояло оформить документы. Для этого потоком полились бюджетные деньги на выполнение землеустроительных работ, составление карт местности, оформление земельно-кадастровых дел. Все эти услуги выставляли в качестве госзакупок на электронный портал.
Бороться за госзаказы могли все желающие, но побеждали одни и те же. Это были фирмы, за которыми стоял Адильбек Калиев.
Как установил суд, фирмы было две. Одной руководил отчим супруги Калиева, другой – ее подруга. При этом реальным управленцем был сам Адильбек. Формальных руководителей вообще не посвящали в суть бизнеса.
Секрет успеха был в том, что эти предприятия брали государственные деньги и ничего не делали. Но акты выполненных работ им исправно подписывали.
Динара, по материалам дела, как раз занималась отчетностью. Через частную бухгалтерскую фирму выставляла на портал отчеты о якобы проделанной работе.
Без понятия
В суде супруги отворачивались от фотокамер и официально запретили себя снимать.
Адильбек изначально признавал свою вину. Он рассказывал о купленных действующих фирмах с формальными руководителями. Говорил, что сам ими руководил. Больше того, весь процесс (начиная с объявления конкурса и до перечисления денег на счета), по его первым показаниям в суде, он также контролировал самостоятельно.
Подробно делился и тем, куда тратил полученные деньги, какую недвижимость прикупал. При этом мужчина отрицал, что суженая причастна ко всей этой истории.
– О хищении денежных средств супруга ничего не знала. Она только выполняла поручения по подготовке бухгалтерских и других документов ТОО и получала деньги в банке, – защищал жену Калиев.
Однако вскоре подсудимый резко изменил свою позицию и полностью стал отрицать свою вину.
– Находился под заблуждением относительно предъявленного обвинения, так как умысла на хищение не преследовал, – на этой версии Калиев настаивал до последнего.
Динара придерживалась той же легенды. Мол, она не виновата. Якобы по просьбе мужа обналичивала деньги со счета фирмы, но чем занималось это предприятие – не знала. Больше того, отмечала, что ей неизвестно, откуда взялись деньги на покупку недвижимости в семье. Тендер в погонах: эксперт откровенно рассказал о том, что творится вокруг организации госзакупок в минобороны
Одна сатана
Суд счел вину подсудимых полностью доказанной. Адильбеку предстоит провести в колонии средней безопасности 8 лет, Динаре – 6 лет. Она мама двоих 4-летних детей. Но ей придется отбывать наказание без всяких отсрочек. Суд счел, что она осознавала всю тяжесть содеянного, но не раскаялась.
“В результате совершенного преступления наступили негативные последствия в виде реально причиненного вреда государству в сумме более полумиллиарда тенге, попыток возмещения которых, до настоящего времени, стороной защиты и Калиевой не предпринято”, – отметил в приговоре судья городского суда Михаил ГУСЕВ.
Приговор был оглашен в условиях чрезвычайного положения. В этот момент, по постановлению главного санитарного врача СКО, действуют ограничения по приему следственно-арестованных в СИЗО. От тех, кто туда поступает, требуют медсправки о состоянии здоровья. Поэтому после оглашения приговора осужденную Калиеву не отвезли в изолятор. Для соблюдения карантинного режима она осталась на свободе с обязательством о явке до вступления приговора в законную силу.
Ни детей, ни денег
Дети осужденных будут переданы на попечение органов опеки. Им и предстоит определить, где и с кем будут жить малыши, пока родители отбывают срок.
Судьба этих самых миллионов прошла красной нитью в деле. Суд решил: всё, что нажито непосильным трудом, должно быть конфисковано.
В списке того, что подлежит конфискации у Калиевых как добытое преступным путем, – крупнейшее кафе в центре города, известный детский мини-центр общей площадью около 700 квадратных метров, около 40 миллионов тенге на разных счетах.
Открытым остался вопрос: ответит ли за подчиненного начальник? Это станет известно тоже после вступления приговора суда в законную силу.
Петропавловск