Горячие зимние деньки - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+25 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Горячие зимние деньки

Горячие зимние деньки

Убеждаться в том, что мороз и солнце обязательно гарантируют день чудесный, - на этой неделе пришлось уже всем казахстанцам. Циклон с Баренцева моря на этот раз не пощадил всю нашу республику.

  • 6 Декабря 2002
  • 949
Фото - Caravan.kz

Тем горячей воспринимались все заметные новости в эти декабрьские дни. Большинство же из них, как всегда, были политическими…
Две вехи
Два события последних дней, безусловно, войдут в историю Казахстана за 2002 год в качестве «политических вех». Это, во-первых, парламент принял бюджет страны на следующий год. А бюджет этот непростой, — а «созидания». Именно так назвал его премьер-министр республики Имангали Тасмагамбетов, представляя проект данного документа депутатам. И он же уточнил, что прошлые наши бюджеты были «бюджетами выживания».
Что и говорить, ценное замечание. Правда, мы это «выживание» и без всяких правительственных подсказок на себе прочувствовали.
Вторым основным политическим событием текущих дней стало начало работы Постоянно действующего Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества. Первое его заседание прошло в понедельник, в Алматы, и уже получило от моих коллег короткую аббревиатуру: «ПДС». Но, чем же так важно это совещание?
На диалог мы не пойдем, на него мы все…
Не секрет, что когда этой осенью президент республики Назарбаев выступил с инициативой подобного мероприятия, — горячо любимая нашей и зарубежной прессой, так называемая, «непримиримая оппозиция» тут же еще раз доказала свою непримиримость. Принципиально отказавшись участвовать в Совещании, наш (извините за тавтологию) знатный десяток знатных «борцов за демократию» окончательно позиционировал себя для общества в качестве «подпольщиков».
Ну, а если, даже прямое приглашение главы государства к политическому диалогу не может вытащить их из «сладкого» подполья, где водятся деньги от зарубежных спонсоров и местных олигархов, то, скорее всего, для общества лучше им там, в подполье и оставаться. И это видимо первый весомый результат только что начавшегося Совещания.
Впрочем, участники ПДС не стали «закрывать двери» своего мероприятия не перед кем. Другое дело, что, к счастью, на самом совещании тем для обсуждения хватало и без участия демагогов…
Ты меня слышишь? Я тебя вижу!
Итак, в конце 2002 года власть республики призвала всех участников внутриполитического процесса: «услышать друг друга». Подчеркиваю, — «внутриполитического процесса». Делаю это намерено, т.к. в последнее время группа доморощенных демагогов (не путать с демократами) все настойчивей советует и даже требует привлечь к работе данного Совещания специалистов и экспертов по западной демократии.
Но, во-первых, «специалистов» и «экспертов» этих у нас в стране, — уже пруд пруди. Они имели и имеют тысячу возможностей «подтягивать» нас по части демократии до своего уровня. Но вот, что-то «не подтянули». А, во-вторых, когда речь о внутриполитических проблемах, — то лучше нас самих их никто разрешить не сможет. И уж точно не смогут этого сделать лощеные консультанты, которые до сих пор путаются, разыскивая Казахстан на карте.
В принципе, с главным темами своей дальнейшей работы участники Совещания уже определились. Спектр здесь достаточно широк: от выборного законодательства до регулирования работы средств массовой информации. Осталось только утвердить текст Положения о ПДС. И за работу! Но вот с этим Положением, как раз, могут возникнуть проблемы.
Не знаю мнения политический партий, но на мой взгляд, его главный недостаток — это то, что его писали чиновники. Именно они записали в проекте Положения о ПДС фразу о том, что Совещание в своей деятельности, кроме Конституции РК, руководствуется еще и нормативными актами. Это инструкциями Министерства культуры, информации и общественного согласия, что ли? Которое, кстати, этим же проектом определено, как «рабочий орган Совещания». В общем, есть вопросы по документам совещания, есть.
Курить еще и курить…
Впрочем, большие «подводные рифы» могут ожидать участников Совещания не только в тексте Положения о ПДС. Уже сегодня видно, что, одни партии хотят сделать из Совещания своеобразный элитный политический клуб, где можно поговорить о высоком и демократическом. А заодно, и о собственном месте в казахстанской истории. Другие же партии пытаются говорить по существу проблем. Но это у них еще не очень получается. Не зря, наверное, некоторые политологи главной задачей данного Совещания называли четкое формулирование политического будущего республики.
13 декабря, пятница. В этот день продолжит работу Постоянно действующее совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества. Ничего зловещего в этом совпадении цифр и дня недели участники ПДС не видят. Наверное, это правильно. Ведь, когда начинается серьезный разговор, касающийся будущего твоей страны, обращать внимание на глупые приметы — крайне недальновидно.
Бонн — Кабул — Токио
А вот госсекретарь — министр иностранных дел РК Касымжомарт Токаев совершил на этой неделе впечатляющую поездку по маршруту: Астана — Бонн — Токио. В дорогу его позвали и политические и экономические проблемы нынешнего международного бытия. Недалеко от германской столицы он принял участие в международной конференции по Афганистану. В японской столице — провел межправительственные переговоры по вопросам развития экономического сотрудничества между двумя нашими странами.
О бедном моджахеде замолвили слово
Несмотря на то, что с Афганистаном сегодня опять все ясно, как всегда, совершенно не ясно как сделать так, чтобы Кабул, из лояльного Западу, превратился еще бы и в мирный. Пока же ситуация в этой стране напоминает те, которые уже были после двух вторжений сюда англичан и одного прихода советских войск. Местное правительство не имеет рычагов на провинциальные власти, простой народ и дальше нищает и вооружается, а иноземные солдаты сиротливо жмутся в разбросанных по стране гарнизонах.
А самое главное, сегодня в Афганистане нет никакой экономики, кроме «экономики наркотиков». Следом же за ней может быть только «политика войны» (не важно, какой: клановой, религиозной, против иностранных захватчиков). Денег от наркотрафика всем — никогда не хватит. Вот и вспыхивают по стране вооруженные противостояния.
Миллиард долларов, которые международное сообщество обещало Кабулу ровно год назад, в качестве экономической помощи, — развеялись, как сон. Американцы вместе со своими боевыми союзниками все больше запутываются в хитросплетениях разборок внутри различных афганских группировок. А наркотики из этой страны, как заполняли Евразию, так и заполняют.
Не случайно, поэтому, что представители 30 стран мира, а также ООН и ЕС, собравшись на конференцию в Бонне, всячески пугали друг друга нестабильностью в Афганистане и международным терроризмом. В этом контексте заявление афганского лидера Хамида Карзая о создании частей регулярной национальной армии и спецподразделения по его собственной охране, воспринимается, как крик о помощи смертельно испуганного за свою жизнь человека.
В своем выступлении на конференции г-н Токаев подчеркнул, что продолжение миротворческих усилий (читай — военных операций), и обеспечение бесперебойной поставки гуманитарной помощи афганцам, — позволят избежать рецидивов гражданской войны в этой стране. Говорил наш госсекретарь и о создании коллективных механизмов для обуздания незаконного наркотрафика из Афганистана. По логике казахстанского министра, это должно значительно снизить объемы финансовой подпитки мирового терроризма.
Наслушавшись всех, участники данной конференции приняли загадочный документ под названием: «Восстановление Афганистана. Мир и стабильность». То, что его наверняка ждет судьба прошлогодних решений международного сообщества по Афганистану, особо распространяться не стали.
Тяжело все-таки работать с представителями совсем уж цивилизованных стран: они голод и войну воспринимают, как кино. Мол, страшно это, конечно, все. Но сейчас вот, вернемся из «кинотеатра» (с очередной конференции) домой, а там пудинг, кофе и теплый бок жены, — весь Афганистан со своими проблемами, как рукой сдует.
Как продать миллион
Сразу по окончании конференции в Бонне, г-н Токаев отправился в Токио. Там он принял участие сразу в нескольких казахстанско-японских межправительственных мероприятиях. В частности, в заседании Совместной двухсторонней экономической комиссии.
Кстати, уже известно, что Япония недавно впервые купила казахстанскую нефть. Целый миллион баррелей. И сделала она это, явно опасаясь того, что американские «шутки» против Ирака добром не закончатся. А тогда обязательно «запылает» весь Ближний Восток, и каюк спокойной транспортировке углеводородов из этой части планеты.
Справедливости ради, надо сказать о том, что Токио ныне покупает нефть не только у нашей республики, но и у ряда других добывающих стран. В частности, не удивляйтесь, у Габона. То есть, японцы сейчас выбирают: откуда им выгодней вывозить нефть, в случае американо-иракского военного конфликта. За нас пока говорит цена на казахстанскую нефть. Она, даже после путешествия от терминалов Новороссийска до берегов Страны Восходящего Солнца, ниже, чем у арабских нефтемагнатов.
Видимо, вопрос об углеводородной дружбе между Казахстаном и Японией и будет основным экономическим вопросом на ближайшие годы во взаимоотношениях Астаны и Токио.
Нам бы пару лет простоять…
Чем ближе Новый год, тем чаще подводятся итоги. Со следующей недели они вероятно уже будут подводиться в темпе вальса. А потом, скорее всего, начнется кадриль.
На этой неделе итоги подводили в мажлисе парламента и в Министерстве транспорта и коммуникаций. Правда, в первом случае речь шла об итогах трех лет работы нижней палаты высшей законодательной власти второго созыва. А во втором случае, — рассматривались итоги работы дорожной отрасли в 2002 году.
Спикер мажлиса Жармахан Туякбай, рассказывая журналистам о проделанной работе, был благодушен. Ему явно нравилось говорить о том, что через возглавляемую им палату за три года прошло 502 законопроекта, из которых 370 были одобрены и отправлены в Сенат (в конце концов, президент РК подписал 358 законов). Радовал его и тот факт, что мажлисмены уже успели инициировать сами 106 проектов законов. Этот показатель — в два раза больше, чем та цифра, которую смогли достичь депутаты парламента прошлого созыва. Особую же гордость у спикера вызывает активная работа всех 4 партийных фракций и 11 депутатских групп, что существуют ныне в мажлисе.
Единственное облачко пробежало по челу г-на Туякбая, когда он коснулся темы принятия госбюджета. Накопленный им за 3 года опыт, позволил ему на этой неделе заявить о сохранении недостатков всего бюджетного процесса. А уж, о постоянной практике занижения правительством ожидаемых доходов будущего госбюджета, — спикер говорил совсем с недовольным лицом. По его мнению, около 40-50 миллиардов тенге ежегодно имеются «в рукаве» правительства. Но отнюдь он не спешит их оттуда доставать. Что в свою очередь сильно достает мажлисменов.
Выхода тут есть два, считает спикер мажлиса. Или повышение готовности самих депутатов к более глубокой дискуссии с правительственными чиновниками по поводу финансовых резервов и путей их распределения. Или более широкое привлечение мажлисменов к работе Бюджетной комиссии с самых ранних ее этапов. Есть и третий выход, — делать и то и другое одновременно.
Скорее всего, это и будет самым перспективным подходом в работе мажлиса. Только вот, сколько еще дадут проработать парламенту второго созыва, — не знает никто.
Об искусстве стелить дорожки
В Минтранскоме же республики заботы другие. Важность строительства и ремонта дорог в стране, чиновники в этом ведомстве ощущают буквально на собственной бюрократической шкуре. Они-то по своему опыту знают: если случится, что не так на дороге, головы им не сносить. Благо подобные прецеденты уже были. Причем, с участием президента и премьер-министра страны.
Поэтому, хоть и не собираются у нас в республике чинить сразу все 128 тысяч существующих километров дорог, занимаются этим делом ныне упорно. Причем, председательствующий на «итогово-дорожном» совещании вице-премьер Карим Масимов прямо заявил, что в предстоящих тендерах на строительство автомобильных дорог предпочтение будет оказано тем фирмам — подрядчикам, которые в этом году сработали качественно и своевременно.
А «толкаться» на тендерах есть резон. Ведь на разнообразные дорожные проекты правительство заложило в госбюджет 2003 года, ни мало, ни много 10 миллиардов тенге! Как тут отказаться от желания поучаствовать в строительстве и ремонте казахстанских автомобильных дорог? Тем более, что Программа развития дорожной отрасли РК, принятая в прошлом году, рассчитана на 5 лет. И, значит, эти десять миллиардов, — отнюдь не последние деньги.
На совещании вице-премьер Масимов не стал никого сильно хвалить или ругать за проделанную в 2002 году работу. Он, как бы, взял паузу. И правильно сделал. Дорожники — народ смекалистый. Сами поймут свои промахи и ошибки. И постараются их прилюдно больше не повторять.
А будет ли от этого какой-нибудь толк, мы узнаем совсем скоро, когда начнем ездить по трассам: Астана — Алматы; Самара — Шымкент; Кзыл-Орда — Жезказган; Алматы — Бишкек; Атырау — Уральск и т.д.