Горячая отпускная пора - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Горячая отпускная пора

Горячая отпускная пора

Публичный скандал, связанный с выдачей монопольного права комитетом гражданской авиации нацперевозчику на турецкие направления, не так давно благополучно разрешился для участников туристического рынка.

  • 24 Июня 2004
  • 887
Фото - Caravan.kz

Теперь в Турцию смогут летать все авиакомпании, которые подадут соответствующую заявку.
Хотя, как известно, в Казахстане найдется не так много реально действующих авиакомпаний. Всего, на сегодняшний день есть три авиакомпании, которые совершают рейсы по турецким направлениям. Как отмечают представители турфирм, отдых в этой стране остается одним из самых популярных среди казахстанцев.
Было несколько основных претензий, которые турфирмы предъявили госоргану. Во-первых, нацперевозчик не может удовлетворить запросы всех желающих, создавая тем самым дефицит и поднимая цены. Во-вторых, извещение об отказе турфирмам было прислано, что называется, «прямо накануне перед рождеством», когда уже были подписаны все контракты. И это, естественно, вызвало шок от грядущих убытков и скандалов.
Госорганы в очередной раз поступили «нехорошо» в отношении своих граждан. Позднее, как признались сами туроператоры, отстоять свои права удалось при помощи большой, шумной публичной акции, вернее, скандала, который был поддержан в прессе.
В конце благополучного разрешения вопроса представители турфирм поблагодарили чиновников за то, что те все-таки восстановили справедливость, а прессу — за поддержку.
Предыстория скандала такова. Весной этого года комитет гражданской авиации выдал монопольное право национальному перевозчику на популярные турецкие направления. Как результат, это монопольное право запрещало другим авиакомпаниям совершать полеты на турецкую землю. Следовательно, на этом празднике жизни места хватило не всем. И нацперевозчик стал отказывать турфирмам в местах, мотивируя это дефицитом оных.
Естественно, цены на авиабилеты поползли вверх до 600 с лишним долларов. Но и их было не достать, как в славные советские времена.
Если раньше вся поездка могла обойтись в указанную сумму, то теперь эти деньги нужно было заплатить только за дорогу. Более того, само время вылета также было неудобным. Туристов привозили на место уже вечером к 9 часам, тем самым, заставляя их платить за дополнительный день проживания. К примеру, если тур включает в себя проживание в отеле в течение 10 дней, то фактически, приходится платить как за 11 суток.
Как тогда заявили участники съезда туристических организаций, то, что у нацперевозчика есть монопольное право — еще полбеды. Плохо то, что он не может удовлетворить потребности всего рынка, создавая проблемы клиентам.
В начале лета прошел первый съезд туристических организаций, на котором и разгорелся этот скандал. Накал страстей достиг апогея. Делегаты съезда, что называется, только до рукоприкладства не дошли. Данный съезд отраслевиков славится еще тем, что там были обозначены и другие актуальные проблемы современной туристической отрасли.
Несмотря на то, что туроператоры, с одной стороны, поют осанну действующему законодательству, с другой стороны, указывают на его недоработки. Если все законы исполнять до точки, завтра туристическую отрасль можно объявлять вне закона. «В принципе, у нас хорошие законы, вот только если бы не отдельные положения… Но, мы думаем, что недоработки и недостатки могут быть в самом идеальном законодательстве. Хотя закон не может быть идеальным, он изменяется с течением жизни. И это нормально».
Складывается интересная ситуация. Туристическую отрасль еще не закрыли только потому, что сами контрольно-надзорные органы до конца не исполняют все законы, понимая, что могут фактически закрыть ее. По какому-то чудесному совпадению они этого не делают. К примеру, все туристические компании, в соответствии с Законом «О лицензировании», должны иметь лицензию перевозчика, а фактически, быть авиакомпанией. Как ни крути, авиакомпания — должна быть субъектом крупного бизнеса. А подавляющее число турфирм — это малый, реже средний бизнес.
Для того, чтобы стать авиакомпанией, необходимо быть акционерным обществом. А для того, чтобы пройти акционирование, необходимо иметь миллионы долларов. Как известно, новый законопроект акционерного законодательства в свое время вызвал большой шум именно благодаря большому размеру уставного капитала.
В общем, малый бизнес не может потянуть сегодня содержание воздушных кораблей. А, так как турфирма не является авиакомпанией, следовательно, она не может предоставлять туристические услуги. В результате, целая отрасль сегодня находится вне закона. Если завтра госорганы начнут тщательно применять законодательство, на туризме можно будет поставить жирный крест.
Пока скандал еще не остыл, представители туристической отрасли пытаются решить проблемы, связанные с законами, то есть провести необходимую реформацию. Отраслевики на протяжении 2 лет пишут письма, телеграммы, обращения в министерства и ведомства, агентство по туризму и спорту, премьер-министру и т.д. Но, к сожалению, вопросы пока не находят положительного, адекватного и эффективного разрешения.
Отраслевики также отмечают правовой нонсенс, который заложен в п. 10 ст. 17 Закона РК «О туризме», когда турист должен будет возмещать турагентству понесенные им фактические расходы. Нуржамал Кайсенова, президент алматинской Ассоциации туристических организаций, сказала, что это является опечаткой, которая, в первую очередь, играет против самого клиента­туриста, возлагая на него несправедливую ответственность. Кроме того, подобная опечатка только размывает четкие границы и понятия данной нормы, и ставит в неудобное положение само турагентство.
По мнению отраслевиков, здесь фактически заложено положение, которое является более ущербным для самих туроператоров. По их предположению, в спорном случае, турист скажет, что никаких расходов не нес и ущерба не получал. А на практике измерить данный ущерб станет очень трудным.
Отраслевики предлагают, чтобы данная норма закона была изменена следующим образом. В спорных ситуациях или на судебных разбирательствах, турист должен возмещать турфирме расходы, которые понесла она, а не он. Операторы считают, что разработчики Закона «О туризме», вероятно, не до конца владели грамматикой, либо юридическими знаниями и просто не правильно поставили местоимение.
В ходе обсуждения проблемы международного туризма, невольно обострилась тема международного имиджа Казахстана, как туристической Мекки. И, кроме того, вспомнили про весьма насущную проблему внутреннего туризма.
Туроператоры возлагают всю ответственность за плохую работу на Агентство РК по туризму и спорту. В принципе, здесь остаются застарелые проблемы. К примеру, плохая организация дела по привлечению зарубежных туристов, плохая инфраструктура, ужасающий сервис, либо его отсутствие, дефицит инвестиций и т.д. и т.п. Отраслевики сетуют на то, что они хоть и предлагают свои идеи и рекомендации по тому, как обустроить дело, чиновники не внемлют и игнорируют.
Туроператоры также выражают мнение о том, что туристическую отрасль нужно отделить от спорта. То есть провести реформацию Агентства по туризму и спорту. Вероятно, их объединили в период экономического кризиса и годины, когда некоторые министерства объединяли с целью экономии. К примеру, однажды министерство здравоохранения было объединено с ведомством образования и науки. Сегодня, правда, науку и образование тоже до сих пор не разделили.
Фактически, отрасль находится на правах бедной родственницы. Те 32 млн. тенге, которые были выделены из бюджета на 2004 год, по мнению отраслевиков, расходуются крайне нерационально. Агентство не может поставить работу с презентационным материалом, продуктивно организовать стенд на международных туристических выставках и, соответственно, привлекательно представить страну.
И, в конце концов, Агентство больше занимается проблемами спорта. Глава этой организации, как известно, бывший спортсмен, а не туроператор. А в период прохождения олимпийских игр, ведомству, наверное, не до туризма.

Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru